Инфополоз

«Познавательное»: Редкие фотографии съемочного процесса «2001: Космическая Одиссея»

«Познавательное»: Редкие фотографии съемочного процесса «2001: Космическая Одиссея»

Стэнли Кубрик считается одним из самых именитых режиссеров 20 столетия, и его наследие живет и по сей день. Concepture публикует редкие фотографии съемочного процесса «2001: Космическая Одиссея».

В 1968 году Стэнли Кубрик выпустил самый эпический и самый лучший научно-фантастический фильм всех времен и народов – «2001: Космическая Одиссея». Этот кинематографический шедевр вращался вокруг таких тем, как общество, человеческая эволюция и технологии, рассматривая эти проблемы с метафизической и экзистенциальной сторон. Удивительные находки Кубрика и созданный им стиль еще долгое время после выхода фильма будут ориентиром для научной фантастики: «Звездные Войны», «Стар Трэк», «Контакт» и наконец «Интерстеллар», а ведь это лишь малая толика тех фильмов, о которых мне удалось вспомнить сейчас и на которые Одиссея Кубрика оказала непосредственное влияние.

В основу фильма лёг рассказ Артура Ч. Кларка «Часовой», который был опубликован в 1951 году. Кларк разработал сценарий вместе со Стэнли Кубриком ещё до написания романа «2001: Космическая одиссея», вышедшего в свет сразу после фильма. Режиссер говорил, что центральной темой всего фильма является понятие Бога, но не хотел представлять его как седого старика на облаке или антропоморфных существ с другой планеты, ему ближе была идея геометрически совершенной формы. Стэнли объяснил это так: «Важно прочувствовать определённые вещи, а не проговорить их словами. Следует оставлять пищу для воображения зрителя». Но, конечно, во многом на такой способ изображения внеземной жизни его толкнул разговор с астрономом Карлом Саганом, который говорил Кубрику, что вряд ли внеземная жизнь существует в антропоформах.  

Одной из самых интересных находок фильма является наличие искусственного интеллекта HAL 9000. Этот персонаж, наверное, первый в истории кинематографа ИИ, вокруг которого разворачивается тема интеллектуально двигаемого эмоцинального развития. Кубрик предполагал, что со временем сложные машины и компьютеры смогут развить при помощи интеллекта человеческие эмоции, а значит станут подвержены соответственным психическим заболеваниям. Именно эта проблема развивается в Космической Одиссее.

Во многом шедевр Кубрика стал архетипическим для всей кинематографической научной фантастики, и многие элементы сюжета, идей и сценарных ходов можно наблюдать и в других фильмах этого же жанра.