Линия Мельеса

«День выборов 2»: «Народ у нас вообще прекрасный, а люди – говно!»

«День выборов 2»: «Народ у нас вообще прекрасный, а люди – говно!»

«Квартет И» продолжает радовать зрителей. 18 февраля 2016 года состоялась премьера фильма «День выборов 2», который является продолжением одноименной картины 2007 года. И вот спустя сколько-то месяцев Concepture внезапно публикует рецензию на фильм.
 

Следует отметить, что мастерство ребят значительно выросло: неподражаемая абсурдность некоторых диалогов достигает поистине коэновских масштабов, а иные из фраз вполне заслуживают быть помещенными в книгу афоризмов рядом с высказываниями Зощенко и Аверченко.

Например, следующий отрывок, характеризующий губернатора, несмотря на всю свою будничность, является ужасающей констатацией действительности: «Он, конечно, ничего хорошего не сделал, но и плохого тоже ничего не сделал, а это, между прочим, редко когда бывает…».

Фильм можно расценивать и как форс-мажорную комедию, и как злободневную сатиру, приуроченную к восстановлению процедуры губернаторских выборов. Однако я вижу в нем продолжение довлатовских рассказов, в которых абсурд социальной реальности с ее выморочной мифологией, рабским менталитетом и тихим ужасом повседневности вуалируется прозрачной тканью хорошего юмора. Предвыборная гонка – всего лишь фон, используемый для того, чтобы высветить недоумочность людей: от безобидных алкоголиков с утонченными манерами до представителей высших эшелонов власти.

«День выборов 2» – очень философское кино. При этом философизация проблем, поднимаемых в фильме, достигается за счёт всевозможных средств. В ход идут и символизация (эпизод, в котором Леша, глядя на рухнувший мост, говорит: «Настоящее обвалилось»), и кэролловский контраст, основанный на столкновении мира взрослых реалий с непосредственным и потому здравомысленным миром ребенка (разговор губернатора с мальчиком на детской площадке), и откровенно философские разговоры («жопа у нас синоним вечности», «народ у нас вообще прекрасный, а люди – говно!»).

Фильм живой, яркий, неутомительный. Подобный эффект является результатом хорошо слаженной работы коллектива. Известно, что «Квартет И» приглашает сниматься в основном своих друзей. Потому одни и те же знакомые лица появляются во всех их фильмах (Ефремов, Кортнев, Макаров, Козырев и др.)

Тонко обыгрывается тема тупости. Она как бы градуируется от «недалекого и рьяного» Балашова до высокопоставленного Валентина Степановича. Если первый туп откровенно, настолько, что не может связать и двух слов, то второй, будучи «большим человеком», туп изощренно. Например, он не может понять, что значит приказ начальства «решайте сами», или что значит «демократические выборы в прямом смысле». Далее происходит гениальная диалектика тупости: Балашов озвучивает свой лозунг – «Голосуйте за меня и всё кончится!», даже не подозревая, какой зловещий «апокалиптический» подтекст скрывается в этих словах. А помощник Валентина Степановича выдает такую сентенцию «если что-то делаешь – можно сделать не то, а если ничего не делаешь – сделать не то нельзя», которая будучи безупречной логически с одной стороны и вполне себе даосской с другой, в то же время происходит от лакейского страха не угодить господам. И именно этот страх, эта животная закабалённость становится причиной бессмысленнейшей траты сил на изобретение каких-то нелепиц. Картина получается не просто неутешительная, но откровенно пугающая: социальный абсурд – это будни российского общества. Ничего не выдумано, все – взаправду. Просто в силу включенности в этот неразумный процесс, мы его не замечаем. А когда его выносят на экран, мы смеемся, не узнавая себя.

Чувствуется, что авторы хорошо владеют контекстом классической литературы и активно используют его. Прокурор, слишком близко принявший всё к сердцу и самолично предавший себя суду – это чеховский мотив «Смерти чиновника», а безудержная бравада Камиля Ларина – это конечно гоголевский «Ревизор». Но самое удивительное (и самое печальное), что весь паноптикум этих невероятнейших нелепиц, этого «сказочного идиотизма» и Гоголь, и Чехов, и «Квартет И» брали из жизни, ничего не выдумывая и не преувеличивая. Несмотря на легкий антураж и подчеркнутую комичность персонажей,  «День выборов 2» представляет собой эпическое полотно характеров российского общества. И к нему вполне применима фраза «это было бы смешно, если бы это не было правдой».