Образование

«Теории»: Созерцание и самопознание. Смысл слова Дзэн

«Теории»: Созерцание и самопознание. Смысл слова Дзэн

Слово «дзэн» давно набило оскомину и сегодня оно применяется практически во всех сферах: от бизнеса до дизайна. Concepture публикует небольшую обзорную лекцию, посвященную генезису и становлению учения дзэн.

История и этимология

«Дзэн» – японское слово. Этимологически оно восходит к санскритскому «дхьяна», которое, перекочевав в китайский язык, стало произноситься как «чань». Современное же звучание оно приобрело именно в Японии в соответствии с фонетическими правилами японского языка. Когда встает проблема адекватного перевода смысла этого сложного термина на европейские языки, чаще всего используют слово «медитация». Однако помимо этого «дзэн» также означает: созерцание, самопознание, концентрацию. В любом случае определение смысла слова «дзэн» не способствует выявлению спецификума этой духовной практики. Ведь на созерцании настаивает и йога, а к самопознанию призывал и Сократ.

Более того, если проследить трансформацию, которое претерпело санскритское слово «дхьяна» прежде чем стать японским словом «дзэн», мы обнаружим, что его смысл изменился столь же сильно, как и звучание. Если рассматривать предмет чисто исторически, формально дзэн – это секта буддийских монахов в Китае. Основателем этой секты был легендарный Бодхидхарма, первый патриарх чань(дзен)буддизма. Своеобразие учения дзэн заключалось в смешении и взаимовлиянии различных духовных традиций: индийского буддизма и китайского даосизма. Как гласит предание, Бодхидхарма перебрался из Индии в Китай и был принят императором, который поощрял буддизм, создавая новые монастыри и святилища. Он сообщил Бодхидхарме об увеличении числа монахов-буддистов. Тот ответил: «Всё принадлежащее миру – иллюзия, монастыри и монахи столь же нереальны, как ты и я». Затем он повернулся к стене и принялся медитировать. Когда ошеломленный император спросил: «А в чём же тогда суть буддизма?», Бодхидхарма ответил: «Пустота и никакой сути».

Дзэн как философия

Со временем дзэн как явление вышел за рамки религиозной секты и превратился в философскую школу. Несмотря на эту секуляризацию, дзэн сохранил определенную преемственность основных положений. А именно – пренебрежение к обрядовости и ритуальности. В дзэн по сей день упор делается на непосредственное переживание духовных истин конкретным человеком здесь и сейчас и непосредственное воплощение их в жизни. Характерная для дзэн ориентация на бытовой практицизм и как следствие лаконизм любых языковых объяснений, может быть проиллюстрирована следующей притчей.

«Йошу мыл свою миску. К нему подошел один монах со словами: «Я недавно в этой пагоде. Пожалуйста, покажи мне путь дзен». Йошу спросил у него: «Ты поел?». «Да», – ответил монах. «Так иди помой свою миску», – сказал Йошу. И в этот момент на монаха сошло просветление».

Притчи такого рода в практике дзэн называются коаны. Коан – это короткая история, как правило, содержащая в себе некоторый (часто неявный) вопрос, на который дается парадоксальный ответ, обманывающий ожидания вопрошающего и разрушающий систему привычных логических представлений.

Однажды один Учитель Дзен собрал своих учеников и сказал им:
– Вы все видели, как умирают лежа.
– Да, – ответили ученики.
– Вы также видели, как умирают сидя и стоя.
– Да, – ответили ученики.
– А видели ли вы когда-нибудь, как умирают, стоя на голове? – спросил он.
– Нет, Учитель, – ответили они.
– Завтра приходите, я вам покажу, – сказал он и ушел.
На следующий день, когда ученики собрались, он встал на голову и умер. Когда ученики попытались положить его на землю, у них ничего не вышло. Что они ни делали, у них ничего не получалось, он прочно стоял на голове. В это время мимо проходила сестра Учителя. Увидев, что происходит, она подошла и, плюнув, сказала: «Обормотом жил, обормотом и помер», – ткнула его пальцем, и он упал.

Как видно из приведенного примера, стереотипное восприятие Учителя как сверхсущества, было разрушено бесцеремонным вмешательством его сестры. Чему учит этот коан? Может быть тому, что перед смертью все равны, а потому не надо делать различий при жизни? Может быть. Важно понять, что коан – не загадка, для решения которой нужна сообразительность. Это способ сломать автоматизм восприятия реальности, вывести человека за пределы представлений о мире в сам мир. Например, учитель спрашивает: «Каким был твой изначальный облик, прежде чем родились твои отец и мать?», и если ученик отвечает: «никаким, ведь меня тогда и в помине не было» – значит он ничего не понял. Прозревший же ученик вместо ответа достигает состояния сатори (просветления), которое и было искомой целью вопроса. Сатори можно определить как «незамутненное видение», «состояние одной мысли». Процесс достижения сатори хорошо виден на примере свидетельства мастера Циньюаня:

«Тридцать лет назад, когда я начал изучать дзэн, я сказал: «Горы являются горами, реки являются реками». После того как я прикоснулся к истине дзэн под руководством хорошего наставника, я сказал: «Горы не являются горами, реки не являются реками». Но сейчас, когда я достиг состояния конечного покоя, я говорю: «Горы действительно являются горами, реки действительно являются реками».

Смысл практики Дзэн

Смысл практики дзен, который очень часто реализуется через коан, хорошо описал французский психоаналитик Жак Лакан. По его словам: «Лучшее в буддизме – это дзэн, состоящий в том, что на твой вопрос тебе отвечают криком. То есть дзэн помогает людям наилучшим способом, когда они хотят выйти из этого, как говорит Фрейд, адского положения».

Пожалуй самым наглядным примером сатори, которого достиг ученик в процессе вопрошания со стороны учителя, является следующая притча:

«Учитель произнес: если ты скажешь, что эта палка существует, я ударю ею тебя по голове; если ты скажешь, что она не существует, я ударю ею тебя по голове; если ты ничего не скажешь, я ударю ею тебя по голове. Ученик подумал и вырвал палку из рук учителя».

В этой притче отражена основная суть дзэн – переход от слов к действию. При этом ничто, абсолютно ничто, не должно мешать просветлению (освобождению) человека. Именно поэтому дзэн не имеет никакого официального, общеобязательного священного писания, кодекса, свода правил. Он свободен от каких бы то ни было канонов. В дзэн, как и в «бойцовском клубе», есть только одно правило – никаких правил. Примечательны в этом отношении строки из буддийского трактата «Rinzai Roku», ставших популярными благодаря роману Юкио Мисимы «Золотой храм». Эти строки гласят: «О вы, последователи истины! Если вы хотите достичь правоверного понимания дзэн, не позволяйте другим обманывать себя. Если вы встречаете какое-либо препятствие, внутреннее или внешнее, разбейте его без пощады. Если вы встретите Будду – убейте Будду. Если вы встретите патриарха – убейте патриарха. Если вы встретите родителя – убейте родителя. Убейте их всех без размышления: это единственный путь к освобождению. Не позволяйте предметам завладеть собой, но подымайтесь выше их, проходите мимо, и будьте свободны!»

Как и многие другие духовные учения, дзэн направлен на самореализацию подлинного естества человека. При этом дзэн утверждает, что достигнуть внутреннего освобождения можно и через внешние действия, через повседневную практику. Это очень точно выразил японский философ Дайсэцу Судзуки. Весь смысл дзэн он свел к простой формуле: «ваш обычный опыт, но на два вершка над землей». 

Дзэн – это готовность и способность сознания воспринимать и понимать мир как неделимое целое. В записках старца Хань Шаня есть такие слова: «Я брел куда-то. Внезапно не стало ни тела, ни ума. Все, что я мог чувствовать, было великим сияющим Целым – вездесущим, совершенным, ясным и возвышенным. Это было подобно всеохватывающему зеркалу, из которого возникали горы и реки... Мои чувства были ясными и прозрачными, как будто тело и ум исчезли».

Сегодня, в эпоху утраты всякой целостности, дзэн существует по большей мере как стиль жизни, течение в искусстве, набор психологических техник, то есть, в сугубо прикладном значении. Западный мир перенял инструментальную сторону дзэн, отбросив его телеологию, его основной смысл и цели. Поэтому можно с уверенностью сказать, что ничего общего дзэн Стива Джобса с дзэном Бодхидхармы не имеет, хотя...

Рекомендуем прочесть:

1. Д.Т.Судзуки – «Лекции по дзэн-буддизму»;

2. У.Эко – «Дзэн и Запад»;