Образование

«Теории»: Люди изучают людей. Три социологические концепции, о которых должен знать каждый

«Теории»: Люди изучают людей. Три социологические концепции, о которых должен знать каждый

Традиционно социологию определяют как науку об обществе. Она возникла только лишь в 19 веке, но за прошедшее время успела претерпеть значительные изменения. Concepture начинает публикацию серии заметок, посвященных обзору различных социологических теорий и концепций.

Огюст Конт

Автором термина «социология» является Огюст Конт. Эту дисциплину он понимает исключительно в позитивистском духе. То есть, по Конту, социология при помощи данных естественных наук изучает реальность самым объективным образом, демифологизируя наивно-фантастические представления предыдущих эпох. В истории человечества Конт выделяет 3 стадии: Веры (в обществе преобладает религия); Метафизики (преобладает философия), Науки (преобладает социология, как наука наук, дающая самую обобщенную картину мира). Экстраполируя естественнонаучные методы в гуманитарную область, Конт трактует общество как механизм, представляющий собой объединение частей на основе идеи общего согласия. И поскольку это объединение искусственное, общество выступает по отношению к человеку как внешняя сила, принуждающая его разделять господствующие ценности и идейные установки большинства. Исходя из веры в возможность бесконечного общественного прогресса, Конт делит социологию на социальную статику и социальную динамику.

Первая занимается изучением социальных институтов (семья, разделение труда, производство, религия и др.), которые инвариантны для любой эпохи. Вторая исследует законы развития тех или иных обществ, условия смены общественных стадий. Примечтаельно что к концу своей жизни Конт перешел от понимания социологии как сугубо теоретической дисциплины к пониманию ее как практической науки по преобразованию общества. Несмотря на то, что Конт был завзятым позитивистом и даже именовал социологию «социальная физика», свое мировозренческое кредо он сформулировал так: «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель».

Эмиль Дюркгейм

Еще один классик социологии Эмиль Дюркгейм продолжает развивать некоторые положения Конта.Также разделяя общеметодологическую установку позитивных наук, Дюркгейм пытается по аналогии с «атомарным фактом» [факт, не разложимый на составные факты] выявить и выделить «социальный факт» – функциональную единицу социальной детерминации. Дюркгейм считал, что общественные реалии не могут быть обусловлены индивидуальными особенностями (биологическими или психологическими) членов общества. Они предопределются социальными закономерностями, представляющими собой совокупность социальных фактов.

Например уровень суицида в обществе, по Дюркгейму, невозможно объяснить с точки зрения депрессии самоубийц, но только с позиции сплоченности социальной группы, степень которой определяется посредством распространенности, например, религиозных убеждений. Поэтому в центре исследований Дюркгейма находится не индивидуальное сознание отдельного человека, а «коллективное сознание», которое полностью предопределяют социальное бытие человека. Коллективное сознание – это духовное единство общества, формирующееся под влиянием таких социальных факторов как: обычаи, мораль, право, знания. Коллективное сознание не является суммой действующих индивидуальных сознаний, но представляет собой систему способов мышления и деятельности, существующей автономно по отношению к членам общества и предопределяющей их жизнь.

Герберт Спенсер

Иной подход предлагает английский социолог Герберт Спенсер. Для него общество есть действующее по аналогии с природным пространство внутривидовой борьбы человечества. Вдохновленный идеями Дарвина, Спенсер дополняет их социальным измерением, рассматривая общество как продолжение эволюции особей человеческого вида. Как и для Даривна «естественный отбор» является системообразующим понятием в теории Спенсера. В области морали это понятие трансформируется в принцип «выживает сильнейший». Поэтому, согласно Спенсеру, всем обществам свойственен перманентный антагонизм, выражающийся как в борьбе людей внутри какого-либо общества за главенствующее социальное положение, так и в столкновении обществ друг с другом за лидирующую политическую позицию.

В отличие от Конта и Дюркгейма, Спенсер в качестве методологической основы своей социологии берет не механические законы позитивистской физики, а биологические законы эволюции. Поэтому его теорию именуют социал-дарвинизмом. Еще одно отличие теории Спенсера состоит в особенности трактовки идеи прогресса. Спенсер считает, что прогресс возможен не как уравнивание в правах и возможностях всех членов общества (эгалитаризм), а как победа сильнейших, вследствие либерализации, которая перестанет ограничивать их возможности. В конечном итоге, сильнейшие, достигнув вершин социального управления, начнут оптимизировать условия жизни в обществе, способствуя развитию науки и накоплению материальных благ. 

Рекомендуем прочесть:

1. Огюст Конт – «Общий обзор позитивизма».

2. Эмиль Дюркгейм – «Элементы социологии».