Нескучные Жанры

«Frontispice»: Маленькая история вселенского масштаба. Рецензия на комикс «Descender»

«Frontispice»: Маленькая история вселенского масштаба. Рецензия на комикс «Descender»

Комикс «Descender», результат совместной работы двух талантливых авторов, Джеффа Лемира и Дастина Нгуена, начал выходить в 2015 году и быстро завоевал интерес и симпатии читателей Image Comics. Concepture предлагает вводный тур по дивному новому миру «Descender».

Приговорены к успеху

Еще до начала своей совместной работы Джефф Лемир и Дастин Нгуен успели хорошо зарекомендовать себя в деле создания комиксов. Так, Лемир имеет в своем арсенале следующие награды: Xeric Award (2005), две премии Джо Шустера (в 2008 и 2013), и еще внушительный набор трофеев, заработанных ударным трудом на ниве комиксов.

Дастин Нгуен, художник «Descender», является лауреатом премии Айснера, а «Нью-Йорк таймс» назвал его самым популярным художником, работающим в жанре комиксов. Даже из этой довольно сухой порции информации понятно, что сотрудничество этих двух авторов, под эгидой Image Comics, было обречено на успех. И в самом, деле комикс «Descender» занял достойное место в ряду новинок 2015 года. Попробуем разобраться в причинах его популярности.

Совместить несовместимое

Сам визуальный стиль комикса уже несколько необычен, хотя бы тем, что Дастин Нгуен рисовал… акварелью. Не совсем традиционный выбор для комиксов, но каждый, кто откроет «Descender» и прочтет хоть пару страниц, сразу поймет, что именно акварель, в манере Нгуена, просто идеально подходит «Descender». Приглушенные и ненавязчивые тона нисколько не конфликтуют с напряженным сюжетом.

Нгуену удалось блестяще проиллюстрировать научно-фантастическую повесть красками, которые ассоциируются с букетами, натюрмортами и мирными пейзажами, но никак не с космосом или инопланетными цивилизациями. Аплодирую Нгуену, стоя. Можно различить каждый штрих кисти, а сквозь, проскальзывающее кое-где не покрытое краской пространство, как бы проникает энергетика, которой тесно на страницах или экране компьютера. Что тут еще сказать? Лучше увидеть оценить арты самостоятельно.

Small story with a big canvas

Нгуен и Лемир создали для «Descender» не просто канву, они создали огромное полотно – целую Вселенную. К примеру, на последних страницах первого выпуска можно найти список миров, их описание и эмблемы. Такие мелочи всегда приятны и дают почувствовать серьезное отношение авторов к своему делу – их энтузиазм, который, буквально, заражает читателя.

Быстро понимаешь, что в руках не проходной комикс, изданный, чтобы авторы могли подзаработать, а настоящее произведение искусства, в которое авторы вложили частицу своей души. В этой Вселенной есть своя структура, логика и тайны. Причем тайны всевозможных масштабов – от тайн отдельных персонажей, до тайн, которые старше цивилизаций, описанных в комиксе.

Однако вас ждут не только описания цивилизаций галактических масштабов, но также философские и этические вопросы, причем не менее впечатляющей глубины и масштаба. В фокусе – взаимодействие двух форм жизни, чрезвычайно отличающихся друг от друга. Говорят, что для хорошей истории всегда необходим конфликт. Лемир выбрал тип конфликта, на котором, собственно, и построена наша история, как вида. Все возникающие вопросы до боли знакомы любому мыслящему человеку.  

Можно ли назвать равноценными формы жизни на основе углерода (люди и другие расы Объединенного Галактического Совета – ОГС) и формы жизни на основе кремния (роботы)? Оправдан ли геноцид роботов, которые стали объектом охоты после нашествия Харвестеров (это слово можно перевести, как «жнецы») на миры ОГС? Есть ли граница между справедливостью и местью или мы различаем их только из ханжества?

Проблема инаковости и, возникающих при ее осознании, непонимания и страха раскрыта здесь на высоком драматическом уровне. Люди, интересующиеся политикой, экономикой и социологий, могут рассмотреть здесь и социально-политическую подоплеку. Тут вам конфликт культур и даже цивилизаций, банальный шовинизм и «расизм», в конце концов, геноцид.  Все эти старые, но, несмотря на это, все еще, неразрешимые проблемы, поданы с мастерским использованием оригинальной научно-фантастической стилистики и эпического нарратива.

В рамках одной из сюжетных линий будет развиваться противостояние Харвестеров и Объединенного Галактического Совета, сокращенно ОГС. Харвестеры – огромные роботы, сопровождаемые армией роботов поменьше, неожиданно появились над несколькими мирами ОГС и без предупреждения нанесли по ним опустошительные удары. Исчезли они также загадочно, как и появились.

Был нанесен страшный ударом по экономике, да и всему укладу ОГС. Руководство Совета приняло решение – необходимо, любой ценой, как можно лучше исследовать Харвестеров, чтобы не допустить повторения трагедии в будущем.

Исследования показали, что базовый код Харвестеров идентичен базовому коду одного из видов роботов, которые были разработаны, как компаньоны и друзья… для детей. Одним из таких компаньонов и является главный герой комикса, мальчик-робот, Тим-21.

Сюжет комикса построен на его судьбе и злоключениях. Тим-21 был одним из серии роботов, созданных, чтобы быть компаньонами и товарищами детей-землян. Попав в семью на шахтерской колонии Диреишу-6, он быстро стал ее полноправным членом, но несчастный случай в одночасье убивает, практические, всех в колонии и разлучает Тима-21 с его названным братом, Энди. Когда авторов спросили, что в этом комиксе важнее – история Тима-21 и Энди, разбросанных судьбой по галактике и ищущих друг друга, или более эпическая история ОГС, Харвестеров и тайн древних цивилизаций, они ответили так:

«Джефф Лемир: Я всегда подхожу ко всему, в первую очередь, с точки зрения персонажа. Для меня «Descender» это просто история Тима и Энди. Два мальчика, затерянные в огромной галактике и ищущие друг друга. Все остальное построено вокруг только для поддержания и развития этого сюжета. Это очень маленькая история на очень большом полотне»

Дастин Нгуен: «Я тоже так думаю: это все о Тиме и Энди. Как и в реальной жизни, ты не можешь контролировать то, что происходит в остальном мире/вселенной, но, если люди связаны с кем-то, как связаны эти двое, они и есть мир, друг для друга, и это их история».

Из интервью сайту imagecomics.com

«Descender», определенно, дает пищу для размышлений и всячески мотивирует вдумчивого читателя задаваться различными вопросами, давая простор для воображения. Так что, если Вам нравится поломать голову над философскими или этическими вопросами, или, если Вас привлекают тайны древних цивилизаций и эпический сюжет – «Descender» точно для Вас.

Вопросов комикс затрагивает вагон и маленькую тележку. Роботы были созданы людьми, или, более точно в контексте вселенной «Descender», формами жизни на основе углерода, но дает ли это углеродным формам жизни право считать себя выше своих созданий? Есть ли граница, при пересечении которой искусственный разум приобретает самостоятельность? Может ли создание быть на одном уровне с создателем и даже превосходить его? Есть ли моральное право убивать роботов и охотиться за ними, по причине того, что похожие на них существа напали на миры ОГС и уничтожили миллиарды их жителей? Вечные вопросы ответственности. Но здесь отвечает не сын за отца, здесь отвечают создания за другие создания.

Есть тут и неявные, или невольные, религиозные аллюзии, на христианскую традицию. Согласно традиционным взглядам авраамических религий, люди – это творения Бога, то есть, в них вложен замысел Творца, но, тем не менее, этот Творец наблюдает за своими творениями, поощряет их или наказывает, несмотря на то, что за все их действия (являющиеся результатом самого факта их появления) несет ответственность он сам.

Парадокс. Один из бесконечного числа. И на его основе возникает неимоверное количество конфликтов, в которые потом, как второстепенные притоки, вливаются более мелкие парадоксы. В итоге мы получаем полноводную реку, мчащую свои воды в океан. Так же и с «Descender»: здесь причудливое русло реки конфликта основной, «маленькой», как ее назвали сами авторы, истории, вливается в бурный океан событий галактического масштаба.

Схематически переплетение конфликтов выглядит так: в начале истории «Descender», когда Тим-21 «просыпается», на луне-колонии, к тому времени уже десять лет как заброшенной, идет полномасштабная охота на роботов. Сложно сказать, является ли она, все еще, местью за нападение Харвестеров или охотники уже пристрастились к новому образу жизни, как к наркотику. Факт остается фактом – по всей галактике шастают корабли «скрэйпперов», луддитов местного разлива, одержимых не только ненавистью к технологии, но и жаждой наживы – на роботах можно неплохо заработать, продавая их тем, кто устраивает гладиаторские бои на потеху публике, где роботы бьются до полного уничтожения соперника.

При активации Тима-21 его сигнал зафиксировали ОГС и пираты, а, как выяснится позднее, еще и третья сторона. Ничего не понимающий Тим оказывается вовлеченным в водоворот событий, течением которого управляют разные, противоречивые силы, в том числе одна – почти мистического порядка. Возникает вопрос, что же такое сами роботы? Почему их создатель, профессор Куон, не в состоянии объяснить их поведение? Или он вовсе не их создатель? Что за загадки кроются в исходном коде Тима-21 и ему подобных?

Может показаться, что я здесь пересказываю сюжет и пишу, по сути, спойлер, но это не так: все это читатель узнает только из первых двух-трех выпусков, а дальше Вас ждут крутые повороты сюжета, о которых я предусмотрительно умолчу. Не упомянула я еще несколько очень колоритных персонажей, так что не переживайте: Вам еще удивляться и удивляться.

Эффект без спецэффектов

Скучать читатель «Descender» уж точно не будет. Было бы даже интересно почитать эту историю в формате настоящей книги ­– она бы нисколько не проигрывала обычным сюжетам научной фантастики. Поразительно, ведь, обычно, на основе комикса можно создать только кино, то есть там очень важен видеоряд и образы, а в книге многое бы поблекло и развалилось. Да и заведомая примитивизация, которая иногда встречается в комиксах, без таланта художника стала бы совсем невыносимой. Но вот, в случае с «Descender», понимаешь, что он настолько добротно построен, что и книгу без единой картинки читатели бы сметали с полок книжных магазинов.

Если говорить о других особенностях комикса, то нельзя не отметить то, как хорошо сработались Лемир и Нгуен, даже о стиле рисования они договорились почти моментально. Лемир хотел что-то не совсем обычное для комиксов, а Нгуен хотел рисовать акварелью, так как до этого ему долго не представлялась такая возможность. К тому же, абсолютно новый, с иголочки, мир «Descender» оставляли художнику огромное пространство для фантазии, коим он и воспользовался, к неослабевающему восторгу читателей.

Также у этого комикса нет возрастной границы – его с одинаковыми основаниями можно рекомендовать как взрослым, так и детям. Ведь сам главный герой – ребенок, пусть и робот. Это придает дополнительную привлекательность «Descender», ведь нельзя не сопереживать главному герою. Как и говорили авторы, сюжет комикса прост и понятен всем, он вызывает эмоциональный отклик, который придает дополнительное измерение дивному новому миру.

Мнения и хлам на балконе

Что общего у мнений и вещей на балконе, спросите Вы. Все просто – и те, и другие полезно иногда пересматривать. «Descender» – это первый комикс, который я начала читать. У меня за плечами большой объем прочитанной и просмотренной научной фантастики, поэтому мне уже давно не интересен чисто внешний антураж: трехголовые пришельцы, супер-спецэффекты и так далее, и тому подобное. Я ищу новые идеи и точки зрения. К моему удивлению, именно это я и нашла в «Descender».

До этого я полагала, что главной составляющий абсолютно всех комиксов является, как раз-таки, внешний антураж, который уже изрядно успел надоесть в книгах и фильмах, но, это мнение оказалось ошибочным, что не может не радовать. Поэтому хочется порекомендовать «Descender» даже тем, кто относится к комиксам с прохладцей, как я, некогда.

Конечно, кому-то может и не понравиться. Но там, в самом деле, есть все, чтобы заинтересовать совершенно разных читателей: простая и понятная всем эмоциональная история мальчика-робота, ищущего своего названного брата – для чувствительных и отзывчивых душ; этические и философские дилеммы – для любителей глубокой научной фантастики; тайны и загадки – для любителей детективов и эпических сюжетов.

Коротко о комиксе: Акварельная фантастика

Рекомендуем прочесть:

1. K.Воган (автор), Фиона Стэплс (художник) – «Сага» (Image Comics 2012-...). 

2. Нил Гейман (автор), Джей Уильямс (художник) – «The Sandman» (Vertogo 1993-...).