2021

«Колорит»: Джорджия О'Киф. Авангардистка-цветочница

«Колорит»: Джорджия О'Киф. Авангардистка-цветочница

Изящные цветочные картины американской художницы Джорджии О'Киф сделали ее творчество всемирно известным. Репродукции ее цветочных натюрмортов украшают миллионы гостиных. Concepture разбирается, почему вместо обыкновенных цветов лучше дарить цветы, нарисованные Джорджией О'Киф.   

Яркий представитель американского современного искусства Джорджия О'Киф (1887-1986) специализировалась не только на натюрмортах. В круг ее интересов входили также фотография и скульптура. Почти столетие назад она дебютировала с абстрактными рисунками в нью-йоркской галерее фотографа Альфреда Штиглица, который был ее партнером. Будучи молодой женщиной, художница писала в 1922 году: «Я не знаю, что такое искусство. Никто не дал мне удовлетворительного определения». Тем не менее, когда О'Киф умерла в 1986 году в возрасте 98 лет, она была одним из самых успешных художников 20-го века. Ее первая персональная выставка с абстрактными картинами принесла ей признание критиков. Однако сама художница была разочарована тем, что пресса так высоко оценила ее работы. По этому поводу она сердито писала: «Меня воспринимали, как неземное существо, плавающее в воздухе и дышащее облаками. В действительности я люблю стейки, именно с кровью». 

В первые два десятилетия 20-го века О'Киф была единственной женщиной в группе молодых художников, которые поставили перед собой цель поднять американскую культуру на один уровень с европейским модерном. Но пульсирующий мегаполис Нью-Йорк не был на самом деле ее главным объектом. Скорее она чувствовала себя дочерью фермера из Нью-Мексико, поэтому стала изображать бескрайний американский ландшафт, переехав в этот штат. На ее полотнах появились пустынные пейзажи, скалы и скелеты умерших от жажды животных. Но самыми знаменитыми так и остались ее чувственные изображения цветов. От фотографа Штиглица она переняла технику крупного плана, оттого ее цветочные картины отличаются детализированностью, четкостью, точностью, художница как будто рассматривает цветы  через лупу.

Очарование, исходящее от цветов О'Киф, многие объясняли заложенной в них женской сексуальностью, возможно, даже подавленной. Но смысл ее натюрмортов лежит намного глубже, чем банальная сублимация. Эрос, присутствующий в картинах О'Киф, понимается ей как рождающее начало, то есть цветы символизируют Жизнь во всем ее многообразии и сложности. Творчество О'Киф зиждется на основных природных и культурных принципах, одним из которых является принцип цикличности жизни и смерти. Посмотрим на картину «Череп коровы и коленкоровые розы»: на белом черепе коровы как бы распустились белые розы. 

Идея картины воплощена очень четко и понятно – после смерти всегда следует жизнь, да и вообще жизнь появляется благодаря смерти, по сути эти основные начала составляют одно целое, о чем свидетельствует и одинаковый цвет кости и розы, мертвого и живого. Цветы О'Киф всегда имеют два плана: с одной стороны они символизируют буйство жизни, а с другой всегда несут на себе отпечаток грядущей смерти. Цветок сам по себе обладает такой коннотацией, как кратковременность существования. Поэтому в натюрмортах О'Киф всегда заложена идея цикличности сущего. Даже техника абстракционизма служит выражению этой идеи. Например, на картине «Абстрактная белая роза» лепестки роз нарисованы очень условно, главное, что они имеют форму спирали, в очередной раз напоминая нам о круге, цикле, вечном возвращении.