2021

«Вехи»: На стыке двух культур. Краткая история джаза

Что такое джаз? Когда-то музыка африканских рабов, за короткий период ставшая популярной. Сегодня джаз это сложный музыкальный стиль, подвластный только виртуозам. Concepture публикует материал об истории джаза.
«Вехи»: На стыке двух культур. Краткая история джаза

Воплощение эпохи

Что такое джаз? Музыкальный феномен, имеющий исторический, эстетический и социальный характер. Многие считают его видом музыкального искусства, но так ли это? Джаз может затронуть любого слушателя своей утонченностью, неординарностью, нестандартностью исполнения, «неклассической» мелодией. Заставить слушателя погрузиться в произведение.

Интерес к нему всегда был высок. Это уникальное явление в музыкальном мире, вышедшее за его рамки, но не потерявшее своей «музыкальности». Джаз создал особую атмосферу в 20-30-40-е гг. XX века, когда эта музыка, звучащая на каждом углу, проникала в жизнь людей, становилась их неотъемлемой частью.

Джаз – воплощение эпохи, ее образа и стиля. Музыка, в определенном смысле ставшая протестом против доминирующей линии в культуре. Тот образ жизни, который противостоял общепринятым тенденциям. Сегодня джаз считают элитарным искусством, и стремление к его пониманию взывает интеллектуальное одобрение, а порой и восхищение.

Менее чем за сто лет джаз проделал путь от песнопений негритянского народа до эстрадной музыки XXI века. Почти каждое десятилетие он производил импульсы к появлению все новых и новых музыкальных форм. Джаз стал "изюминкой«в музыкальном быте современного мира, все культуры мира знакомы с его наследием, ставшим истинным воплощением XX столетия.

Джаз напрямую связан с повседневной жизнью людей. В нем органично выражаются настроения людей, особенно расовая проблема, которая была острой в Америке в 60-70-е гг., этот период назвали «черным бунтом». Здесь видится оттенок протеста против ущемления прав и свобод граждан, музыканты принимают вызов, который бросает им общество, и отвечают музыкой.

Но конечно, своей целью они не ставили преобразить мир, противостоять главенствующей культуре, скорее музыка успокаивала людей, служила проводником в мир грез и уводила от бытовых проблем. В большинстве своем джазовые композиции – это крик о свободе.

Джаз имеет большую почву из разновидностей музыкальных практик: африканский музыкальный фольклор, трудовые песни афроамериканских рабов, культовая музыка, менестрели, блюз регтайм. Каждая из этих музыкальных традиций по-своему повлияла на джаз, преобразила став частью единого музыкального организма, сплетенного из противоречащих друг другу частей: импровизация, грусть, меланхолия, быстрый и «жаркий» темп.

Формирование раннего джаза

Ранний джаз, как и другие формы афроамериканского музицирования, развивался после гражданской войны в США 1861 – 1865 гг. Эта война повлияла на рост миграции негритянского населения в городскую местность, ну и как следствие...

Родина джаза Новый Орлеан. Город, будто созданный для музыки, речной порт и преобладание военных оркестров – идеальные условия, в которых и развивался джаз. Музыка звучала повсюду, она будто шла в ногу с повседневностью. Неотделимая часть жизни и, несомненно, важная. В Новом Орлеане родились многие великие музыканты, включая Луи Армстронга, ставшего «голосом джаза». Здесь берет истоки та школа, которую брали за основу все последующие музыканты.

Точкой отсчета можно считать период между 1900 и 1905 гг. После событий гражданской войны негритянское население обосновалось на Юге, им приходилось жить в бедности, поэтому приобретение инструмента было практически невозможным делом. Луи Армстронг, например, получил свой первый инструмент в четырнадцать лет, находясь в детской колонии.

Инструменты создавались собственными руками – это были гитары, сделанные из сигарных коробок и проволоки, барабаны – из канистр, контрабасы – из корыт и палок. Поэтому волна, наполнившая инструментами город, стала для многих детей и взрослых огромным событием. Теперь они могли заниматься музыкой с новой творческой силой.

Взаимодействие креольской и негритянской культуры было важным событием в истории джаза: негритянские музыкальные объединения сохраняли афроамериканские традиции, в частности блюза, а креольская культура была направлена на приобщение к европейским традициям. Так, джаз сформировался, как афроамериканское явление благодаря этому взаимодействию мы сейчас можем наслаждаться его великолепным звучанием.

К 20-м гг. XX в. джаз уже плотно вошел в музыкальную жизнь американцев, и его нельзя было спутать ни с каким другим направлением.

Эпоха «классического» джаза. «Эра свинга»

На этапе развития «классического» джаза происходит становление нового уровня. Он обогащается, превращается в искусство концертного исполнительства. Все это происходит благодаря приходу в джаз исполнителей и композиторов с классическим музыкальным образованием. Они привносят стабильность и уверенность в уже, казалось бы, устоявшуюся музыкальную форму.

Конечно, импровизация оставалась основной чертой джаза, только теперь ее могли владеть с большей уверенностью благодаря музыкальному образованию. Если в период раннего джаза не было практики записывания нот мелодии, то в «классическом» джазе появляются ноты. Усложненность музыкального исполнения и серьезное отношение самих исполнителей к музыке говорит о том, что джаз постепенно становится сложным видом музыкального искусства.

Апогей его развития приходится на 30-40-е гг. XX в., как раз на период «свинговой эры». В это время джаз стал настолько повсеместен, что фактически стал частью поп-музыки. Крупные свинговые оркестры известны по всему миру. Флетчер Хендерсон, Дюк Эллингтон, Клод Хопкинс и многие другие сильно обогатили джазовую специфику.

В 30-е гг. частью джазовой культуры становится уже упомянутый свинг, который захватил сердца многих людей. Появление нового стиля связано, прежде всего, с социально-экономическими изменениями в обществе. В 1929 г. Америка была охвачена Великой депрессией (1929-1939), вызванной Биржевым крахом, когда произошло резкое падение цен акций. В 1933 г. был отменен «сухой закон», это преобразило досуг граждан: употребление спиртных напитков утратило романтическое настроение запретного плода.

Социальные проблемы, охватившие общество в этот период, отразились на изменении общественного сознания людей. Происходит переоценка ценностей, появляется новый взгляд на жизнь. Джаз утрачивает свою былую привлекательность, провести время в ночном клубе под музыку джазовых аккордов, уже не казалось столь заманчивым занятием. Подпольные кабаре с играющими в них джаз-оркестрами постепенно терялись в прошлом. На смену этому приходили новые варианты времяпрепровождения более высокого уровня, общество стало готово к другой музыке – музыке стиля свинг.

Появление свинга послужило толчком для преодоления низкого стиля. Происходит резкая смена ориентиров, которые проявляются в усложнении мелодии и виртуозности исполнения. Джаз лишается развлекательного характера, которым обладал в 20-е гг., и становится концертным видом искусства. Однако до сих пор остается своеобразной популярной музыкой, звучащей отовсюду. Да, джаз тех времен – еще нельзя назвать музыкой элитарных слоев общества. Но усложнение образов и смена ориентиров лишь приближает его к той вершине, которой он достиг в настоящее время.

Джаз – искусство постоянно меняющие свои образы, заигрывающее с духом времени. Но он всегда стремился к формированию эстетического вкуса публики. В начале века джаз был прерогативой социальных низов американского общества, принадлежность замкнутой, негритянской среде придавала новой музыке, несомненно, характер вульгарности и некоторого протеста.

Широкая публика находилась на непреодолимом, казалось бы, расстоянии от джаза, его звучание приводило в недоумении и раздражение многих людей «высшего» общества начала XX в. Его не могли понять люди, воспитанные на европейской традиции, не видели новые художественные критерии. Свинг преобразил джаз, сделав его всемирно популярным.

Современность

Сегодня уже никто не сомневается в статусе джаза – это определенно искусство. В книге «Советский джаз. Проблемы. События. Мастера» А. Медведева и О. Медведевой говорится: «Лишь теперь публика осознала, что джаз – „законное“, исторически правомерное явление мировой музыкальной культуры; явление, в основе которого лежит редкостный интонационный сплав европейского фольклора и неизученной прежде африканской и афроамериканской музыки».

Некоторые джазмены считают, что во второй половине XX в. джаз получил настоящее признание, его смогли оценить с точки зрения профессионального искусства. Один из джаз-музыкантов, Элвин Джонс говорит о современной публике: «Будучи восприимчивы в культурном в аспекте, они судят о каждой музыке по ее собственным достоинствам и критериям. Это очень здравое суждение, и так случается все чаще и чаще».

В XXI веке джаз занял твердую позицию элитарного искусства, что объясняется особым отношением к нему, по-прежнему встречаются люди, которые не понимают это искусства, но те, кто принимает и приближается к нему, говорят о джазе со значительным интересом. А нам не остается ничего кроме как напомнить, не верьте словам и отзывам и даже истории: «Just listen to it».

Рекомендуем:
  1. Л.Д. Коллиер «Становление джаза»
  2. Д.В. Конен «Рождение джаза»