Теории происхождения цивилизации

Статья №5: В левой руке Сникерс. Формационный подход К.Маркса

Статья №5: В левой руке Сникерс. Формационный подход К.Маркса

Труд этого философа, социолога, экономиста и просто невероятно умного человека был воспет в одноименной песни. Уже догадались о ком пойдет речь? Concepture публикует статью о формационном подходе Карла Маркса.

Прежде всего давайте остановимся на термине «формация». Этот термин использовался в основном в геологии и ботанике. В научный обиход он вошел во второй половине 18 века благодаря немецкому геологу Г.К.Фюкселю.

Главной заслугой Маркса явилось то, что он впервые представил общество как систему, введя понятие общественно-экономической формации. Но формация не единственный термин, который перекочевал в социологию из геологии. Еще одним таким термином стала стратификация.

Сходство между «формацией» в виде категории геологической науки и «формацией» в виде категории философии истории в том, что в обоих случаях речь идет о возникающих и изменяющихся материальных образованиях.
Впервые в контексте философии истории термин «формация» в его категориальном значении был употреблен К.Марксом в книге «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»

Стратификация – это последовательность вертикально расположенных однородных слоев породы. Люди одной страты имеет одинаковый доход, объем власти, престиж и т.д. Как мы видим, формация и стратификация - термины очень похожие, но есть и различия. И чтобы лучше понять термин формация, давайте разберемся в том, чем он отличается от страты.

Термин формация шире. Он охватывает горизонтальные и вертикальные связи в обществе. При таком раскладе исчезает главный признак, который есть в страте – это однородность. Формация может объединять в себе две степени свободы, как выразились бы физики.

Попытаемся привести пример формации. Скажем, рабовладельческий строй в Индии, Греции, Риме или Египте, наверняка, имел какие-то общие черты, которые были обусловлены своим временем, тем, что столь разные страны, попавшие в одну формацию, другим способом, нерабским, поднять свое хозяйство, достичь процветания не могли. Получается, в рамках одной формации находятся совершенно разнородные элементы: как вертикальные, так и горизонтальные.

Геологическая формация обозначает комплекс горных пород, тесно связанных между собой как в вертикальном, возрастном отношении, так и в горизонтальном, пространственном отношении. Аналогично формация в понимании Маркса обозначает такую же связь людей.  

В.П.Иноземцев, проведший в свое время доскональное исследование трудов Маркса, пришел к выводу, что документально можно подтвердить наличие только трех видов формации: первичной (архаичной), вторичной (экономической) и третичной (коммунистической) формаций. Но экономическая формация у Маркса ограничена рамками антагонистических обществ, а таковыми выступают рабовладение, феодализм и капитализм. Так что все равно получается 5 формаций.

В формационной теории можно выделить две основные части: статику и динамику. Давайте подробнее остановимся на каждой. Начнем со статики. Основными понятиями в рамках статики являются: общественно-экономическая формация; базис\надстройка; производственные силы и производственные отношения.

Теперь по порядку о каждом понятии. Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенном этапе исторического развития, например, на этапе рабовладельческого строя. Также в объем понятия ОЭФ входят следующие 7 пунктов:

1.

Никакая отдельно взятая страна, культура или общество не может составлять общественную формацию, но только совокупность многих стран.

2.

Тип формации определяется не религией, искусством, идеологией и даже не политическим режимом, а ее фундаментом — экономикой.

3.

В самой экономике надо выделить центральный элемент, чтобы догадаться, к какой формации принадлежит ваша или соседняя страна.

4.

Таким элементом выступают производственные отношения, а в них - отношения собственности.

5.

Надстройка всегда вторична, а базис первичен, поэтому политика всегда будет только продолжением экономических интересов страны (а внутри нее - экономических интересов господствующего класса).

6.

Все общественные формации, выстроенные в последовательную цепочку, выражают прогрессивное восхождение человечества от низших ступеней развития к высшим.

7.

Если в жизнь страны не вмешиваются чужеродные факторы, то она, или представляемое ею общество, в своем развитии должны пройти все ступени, не перепрыгивая и не пропуская ни одной формации. 

Любое общество по Марксу имеет под собой базис (он всегда экономический). Составляющими элементами базиса являются производственные силы и производственные отношения. Маркс считал базис важнейшей и первичной структурой, на которой строится общество.

В рамки надстройки входили все остальные структурные элементы того или иного общества: мораль, право, политика, искусство, философия и религия. Получается интересная картина: характер базиса определяет характер надстройки, которая обладает лишь частичной автономией, а во всем остальном зависит от базиса.

Выходит, что базис (то есть, экономка, ну и отчасти политика) - единственно реальная сила, которая влияет на общественный уклад и может как-то его изменить в лучшую/ худшую или любую другую сторону. 

Под производительными силами немецкий философ понимал:

1) Людей, занятых изготовлением товаром и оказанием услуг, обладающих определенной квалификацией и способностью к труду; 2) землю, недра и полезные ископаемые; 3) здания и помещения, где осуществляется процесс производства; 4) орудия труда и производства от ручного молотка до высокоточных станков; 5) технологию и оборудование; 6) конечную продукцию и сырье. Все они подразделяются на две категории - личные и вещественные факторы производства.

Производственные отношения – это отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ под воздействием характера и уровня развития производительных сил. Они возникают между большими группами людей, занятыми в общественном производстве.

В.И.Ленин о К.Марксе: «Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растении, как на ничем не связанные, случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними,- так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву»

Люди вступают в подобные отношения не как личности, а как исполнители наперед заданных социально-экономических ролей: работодатель и работник, помещик и крестьянин, заимодавец и кредитор, арендатор или рантье. Фундаментом производственных отношений выступают отношения собственности. 

Надо понимать, что формационная эволюция неоднородна. Если вы живете в развитом капиталистическом обществе, то это вовсе не значит, что все его представители находятся в рамках одной формации. Например, бомж, которого вы видите за окном на мусорке, живет по законам первобытнообщинного строя, занимаясь собирательством, а иногда даже охотой.

Таким образом, на неоднородность формационной эволюции влияют два фактора. Первый – это само движение от одной формации к другой. Второй – возможность сосуществования стран с разным формационным укладом.

Перейдем к социальной динамике. Конкретным содержанием последней является поступательное историческое движение от одной формации к другой (их всего 5, они перечислены выше).  Каждое общество должно пройти все 5 ступеней развития: от первобытнообщинного строя через антагонистические формации (рабовладение, феодализм, капитализм) к коммунизму.

Удивительно, но Маркс считал, что человеческая история еще не началась, так как первобытнообщинный строй и антагонистические формации не могут быть содержанием истории. Это своего рода предыстория человечества. А подлинная история начнется лишь с утверждением коммунистической формации. 

Также стоит отметить тот факт, что Маркс был в каком-то смысле прогрессистом, так как полагал движение от одной формации к другой процессом закономерного развития. Согласно его теории, переход от одной формации к другой начинается с индустриальной революции. Происходит трансформация производственных сил и производственных отношений, а это, в свою очередь, провоцирует изменения в надстройке.

Если же производственные отношения находятся в соответствии с уровнем и характером производительных сил, общество процветает, его экономика развивается быстрыми темпами. Движущей силой такого перехода является классовая борьба. Самыми конфликтными считаются общества, где существуют частная собственность, разъединяющая людей; неодинаковое отношения к средствам производства и антагонистические классы, конкурирующие за ограниченное количество жизненных благ.

В конце концов, переход от одной формации к другой, способной создать более высокие производственные мощности, более совершенную систему экономических, политических и духовных отношений – составляет содержание исторического прогресса.

В чем же главная заслуга Карла Маркса? Маркс первым смог создать системную социологическую теорию, благодаря которой по вполне четким критериям можно отличить один исторический этап развития общества от другого, найти общие сущностные черты в жизнедеятельности различных обществ (стран, государств).

Рекомендуем прочесть:

1. К.Маркс – «Капитал».

2. Ф.Энгельс – «Диалектика природы».