Инфополоз

«Дискуссия»: Современный музыкант о настоящем и будущем музыки

Concepture сдерживает обещание про экспериментальные форматы и представляет пробу в формате дискуссии. В нём мы попробуем поговорить о текущем состоянии и вечных смыслах отдельных сфер культуры с людьми, занимающимися предметом обсуждения в настоящий момент. В этот раз речь пойдет о музыке настоящего и ее перспективах.
«Дискуссия»: Современный музыкант о настоящем и будущем музыки

Словосочетание популярная музыка практически сразу вызывает множество стереотипных ассоциаций, общая суть которых заключается в том, что поп-музыка якобы безбожно плоха. Однако, популярность не берется из ниоткуда и ей соответствуют не только вложения и маркетинг, но и определенные музыкальные качества. Именно поэтому редакция Concepture решила обратиться к человеку, который занят непосредственной практикой современной музыки. В итоге наш изначальный вопрос о том, что же хорошего всё-таки есть в поп-музыке вылился в дискуссию о настоящем и будущем музыки в целом.

Гостем нашей рубрики стал Андрей Чистов и лучше всего о себе расскажет он сам:

Самые тесные отношения с современной музыкой у меня складываются через игру на разного рода музыкальных инструментах. Преимущественно на электрогитаре, с которой я в роли исполнителя-инструменталиста участвую в нескольких локальных музыкальных проектах.

Также я занимаюсь и написанием музыки. Для сольного творчества у меня есть личный экспериментальный неоклассический проект «The Badjamba Orchestra», в рамках которого я выпустил альбом и сплит с другими молодыми музыкантами.

Помимо исполнения и написания, активно преподаю электро- и акустическую гитару, а если конкретнее, то в большей мере я сосредоточен на технике и механике игры. Также нередко помогаю другим музыкантам в аранжировке и записи композиций.

С точки зрения слушателя для меня нет определённых ограничений в жанрах или стилях – слушаю практически всё: от Ивана Дорна до Decapitated, от Twenty One Pilots до Майка Штерна. Иногда очень полезно перенимать «фишки» из разных жанров и смешивать в один коктейль. Никогда не знаешь, куда занесёт очередной эксперимент.

Андрей Чистов

Давай тогда сразу и обсудим, что бы ты отнес к положительным чертам современной популярной музыки и чтобы включил в неё.

В современной музыке можно сделать условное разделение на две группы поп-жанров – первые востребованы в конкретный момент, вторые «дослужились» до статуса «поп», пройдя долгий путь исторических изменений. К последним можно отнести такие привычные и устоявшиеся жанры, как хип-хоп, поп, рок, метал, электроника.

Хороший пример жанра, востребованного в определённый момент – это инди. Еще совсем недавно он был особенно актуален на просторах СНГ, а теперь это почти ругательство. Есть и другие жанры из этой категории, вроде пост-рока или регги, они тоже имеют некоторый период популярности с предпосылкой в виде культурных веяний. После они «умирают» или уходят в андеграунд, что в глазах массового слушателя и общего культурного процесса по сути одно и то же.

Можно предположить, что так происходит потому, что временные веяния зачастую можно рассматривать как суб-жанры. Часто они базируются на монолитных и вечных жанрах, как тот же инди, который бывает и рок, и поп, и электроник.

Наиболее положительная черта современной музыки, как я думаю – это легкодоступность. Можно зайти на любой ресурс, вроде Google Play, iTunes или Яндекс.Музыка, да даже Вконтакте и получить доступ к обширной музыкальной библиотеке, будь то подборка под настроение или вполне конкретная жанровая музыка.

С профессиональной точки зрения это выражается в том, что есть множество средств для понимания и разбора конкретного музыкального произведения, исполнителя, жанра: начиная с доступности нот и табов к практически каждой композиции и заканчивая каналами на Ютубе, где различные преподаватели объясняют и показывают принципы музыкальной теории или игровой техники.

С доступностью связана и вторая положительная черта – смешение жанров. Для любителей разнообразия и меломанов – это возможность не выбирать конкретный жанр для прослушивания, а в рамках одного трека открывать для себя множество жанров. К примеру, в метале вдруг начинают встречаться элементы хип-хопа и наоборот.

Третьей положительной чертой можно назвать внедрение множества развлекательных элементов. Если посмотреть на популярных исполнителей, то у них на сцене творится настоящее шоу. Они обильно используют хореографию, пиротехнику, прием звуко- и светорежиссуры, технические и инженерные приспособления.

Музыка теперь это уже не просто эмоциональное выражение чего-либо через звуки, ноты и мелодии, а самое настоящее представление. Нередко, даже у самых локальных групп проскакивают элементы шоу, с использованием того же проектора, который показывает какую-то картинку, анимацию или видео. В итоге, музыка развивается по соседству с новейшими технологиями.

Последняя положительная черта современной музыки – это то, что в её создании может принять участие почти любой человек. Даже тот, кто настолько не знаком с музыкальной теорией, что грубо говоря не знает, что такое ноты. Очень легко зайти в интернет, скачать бесплатный секвсенор, найти бесплатный плагин, какой-нибудь синтезатор или даже самому его купить и уже начать что-то создавать.

Конечно, речь о качестве композиции не идет, но в любом случае, если человеку психологически приятно, что он может самовыражаться, то почему бы и нет?

Не кажется ли тебе в связи со всем вышесказанным, что музыка обретает некую иную роль? И возможно даже, что происходит некоторое деление на музыку как творчество, как искусство и как развлечение.

Разделение было всегда. Единственный момент – разные времена ­– разные контексты. К примеру, в эпоху средневековья основанием служил мощный религиозный контекст, определявший характер композиции и устанавливавший «монополию» на музыкальные формы с использованием конкретных тональностей, аранжировок, количеством инструментов.

Музыка всегда неразрывно связана с культурой, поэтому на данный вопрос можно смотреть шире как на изменения в культурном процессе. Всё вокруг нас проецируется друг на друга, потому если возникают изменения в научной среде, то соответственно нечто изменится и в культуре, и в музыке. Если в стране происходят экономические изменения, то это очевидно влияет на музыку с коммерческой точки зрения – изменяется количество продаж и востребованности выступлений. Но та же экономическая ситуация имеет и ряд менее очевидных влияний, связанных с вышеописанными взаимосвязями.

Современный образ жизни и характер потребления влияет не только на то, какие именно взаимоотношения у человека возникают с музыкой, но и на то, какая тематика оказывается востребованной. Музыка становится ответом на культурные, социальные или даже природные потрясения.

Ярким представителем такого «ответного» жанра является панк-рок. Не только андеграундные, но и популярные представители жанра запечатлевают события и реакцию общества. В 2011 году группа Rise Against посвятили свой первый сингл из альбома Endgame урагану «Катрина», тем самым, привлекая внимание широкой аудитории к теме природных катаклизмов и связанных с ними социальных проблем.

 

Поэтому я думаю, что больших изменений не наблюдалось, и скорее менялась форма выражения, нежели роль музыки в жизни человека.

Но думаешь ли ты, что на музыку, скажем так, со своей определённой ролью всё-таки накладывается субъективное восприятие отдельного человека?

Да, субъективное восприятие довольно значимо. Можно сказать, что оно определяет общий подход: кто-то ищет нечто большее и сакральное, а кто-то воспринимает музыку как развлечение. Для кого-то она может быть инструментом заработка, а для кого-то – способом восприятия нового опыта и окружающего мира. Я думаю, что музыку можно использовать как очки, надевая которые можно посмотреть на мир иным взглядом.

Тот же Виктор Вутен говорил о музыке как о языке – что я и прочувствовал на своем опыте, когда импровизировал живьем с другими музыкантами. В такие моменты возникает элемент коммуникации и уважения к другому как и в обычной беседе, когда ты умеешь слышать и слушать, то есть не поливать собеседника тридцать вторыми в темпе триста, а развивать мелодию и давать другому это сделать, развивая тем самым своеобразную музыкальную «беседу».

Всё это несомненно связано с индивидуальным мышлением. Предположим, перед вами разного рода музыкальные инструменты – от классических до самых продвинутых и необычных технических выдумок современников. Даже если рассмотреть такую минимальную музыкальную единицу, что уже она вам что-то напоминает, рисует определенные картины и вызывает соответствующий настрой. И так дальше, выстраиваем ли мы последовательную мелодию или берём аккорды – у нас будут возникать очень субъективные переживания.

Возможно, окажется, что для кого-то несколько аккордов – это всего лишь череда трезвучий и разных надстроек и альтераций, а для кого-то там может содержаться целая история, выстраивающаяся из любимой композиции, где бы вы её не слушали. Мы все очень индивидуальны, как бы это банально ни было сказано, и у каждого человека возникают свои определённые мысли в голове при прослушивании музыки или игре на инструменте – у кого-то «сухие» математические и точные подсчёты, а у кого-то абстракция и переживания с целый мир.

Если обобщить, то некое разделение задач в музыке всегда было и всегда будет. Вопрос в том, кто будет её исполнять, как и какие формы она будет принимать.

Раз ты об этом упомянул, то предлагаю немного пофантазировать. Как ты думаешь, к каким формам музыки в будущем ведет её текущее развитие?

Я думаю, что будет что-то вроде EDMного рая, когда человек сможет сесть за компьютер, открыть «суперумный» плагин, который сможет с точностью воспроизвести динамику и артикуляцию человеческой игры. Тенденции к этому есть уже и сейчас, но всё же они имеют кое-какие недостатки.

Насчет смысла, который будет нести музыка - предугадать трудно, так как это связано с тем, в какое русло пойдет культура дальше и какие вопросы будут мучать человечество.

Очевидно, укрепится тенденция востребованности one-man band’ов. Уже сейчас, наблюдая за разного рода музыкантами, которые имеют свою группу, я отмечаю, что они более популярные в личном творчестве или как отдельная личность. Это касается таких людей, как Джейкоб Колиер, Чик Корея, Якуб Жытецки, Скотт Хендерсон, Аллан Холдсворт и многих других.

Отчасти эта тенденция прослеживается и у современных групп, когда роль «фронтмена» берёт на себя отдельно стоящий член группы – скажем, барабанщик. Несмотря на то, что это довольно очевидная вещь, всё же в последнее время это явление всё больше и больше проявляется не только в плане, предположим, композиторской стороны вопроса, но и всех процессов в группе в целом и общем. На ум приходит музыкант из группы Beartooth Калеб Шомо. В своём коллективе он выполняет роль вокалиста исключительно на сцене. Судя по его видео из Инстаграма и разных других соцсетей, а также исходя из его собственных слов, он является продюсером, композитором, звукорежиссером и т. д. в том же коллективе. Ещё один пример – Девин Таунсенд, который тоже ошеломляет своей продуктивностью и умением грамотно подавать свой материал (к слову, он единственный человек из группы The Devin Townsend Project, за которым действительно интересно наблюдать на сцене.

 

У поп-исполнителей и так всё понятно, потому что культ личности там присутствовал всегда.

Ранее ты упоминал про влияние технического прогресса, а как оно по-твоему будет влиять на музыку будущего?

Мы живем в такую эпоху, когда человек как таковой становится менее востребованным. Роботы уже могут вполне себе прилично сыграть Ramones. Думаю, что появится некоторый роботизированный театр, сочетающий в себе элементы музыки, кинематографа, пиротехники и вообще всего, что себе можно вообразить [Чего только стоят голограммы Тупака и Джексона – прим. ред.].

 

Возможно, отпадет тренд на исполнительскую деятельность со стороны человека. Наверно, термин физической виртуозности и вовсе пропадет, и человеку не надо будет просиживать часами за инструментом, дабы играть быстрее, чем товарищ из соседнего двора. Иногда даже и сейчас кто-то записывает видео с быстрым соло, но смотришь на его руки и понимаешь, что видео ускорено.

Музыка будет еще более интегрирована в другие формы искусства – возможно, совершенно новые. Но при этом сама по себе она будет подаваться в меньших количествах. Как бы печально ни звучало это из уст музыканта, но именно к этому и ведет технический и культурный прогресс, когда музыка оказывается приятным дополнением.

Если соединить этот тезис с ростом значимости one-man-band’ов, то ты говоришь о том, что параллельно с тем, как в музыке будет задействовано меньше людей, роль отдельного творца будет более значимой, так как он сможет единолично исполнять больший пласт работ. Не кажется ли тебе, что по итогу логика технического прогресса исключает всё больше и больше «живых» элементов музыки?

Нет. В принципе, то, о чем я говорил выше, можно рассмотреть как два сценария дальнейшего развития. Тем не менее, потребность в игре на живом инструмент вряд ли отпадет, так как это является отдельной формой воспитания и развития человека, за которым он и приходит к преподавателям вроде меня.

Подводя итог, я думаю, что главным и наиболее важным в развитии музыки будет расширение спектра чувств. Помимо только аудиального восприятия музыки и всё более набирающего популярность визуального аспекта, можно предположить, что мы вполне сможем осязать и прочувствовать музыку с помощью обоняния. В сумме это приводит к тому, что музыка будет представлять собой комплекс чувств и возможно, именно по нему мы и будем выбирать музыку, которая понравится нашему мозгу. Другими словами, нам будет доступна не только сопровождающая релиз обложка или клип, а и некий «симбиоз всего», выражающий общую суть.