Инфополоз

«Полезное»: Философ на минималках. Как написать эссе?

В современном высшем образовании форма эссе приобрела широкое распространение, поэтому многие студенты сталкиваются с этим вопросом – а как его писать? Эссе пришло к нам из англо-саксонской образовательной традиции, где оно является одним из базовых элементов обучения (особенно в первые годы). В вузах США и Великобритании существуют объемные курсы, изучающие принципы создания и виды эссе, у нас же – пока лишь немногие факультеты могут себе позволить хотя бы коротенький семестровый курс по академическому письму. В силу этого пока еще не устраненного дисбаланса Concepture предлагает свой разбор вопроса написания эссе.
«Полезное»: Философ на минималках. Как написать эссе?

Свободная форма

Ответить на вопрос «Как писать эссе?» проще простого – «Как хочешь, так и пиши». Это не шутка и не отказ от ответа. Эссе является максимально свободной формой прозаического сочинения небольшого объема. Единственными существенными ограничениями для всех видов эссе являются разве что малый объем, наличие авторского мнения и более-менее определенный повод или тема для текста.

Но подобный ответ – «раз свободная форма, то пиши как хочешь/умеешь» – мало кого удовлетворит, в т. ч. потому, что «что угодно» обычно находится где-то рядом со «что попало». К тому же многие находятся в плену у стереотипа о том, что если эссе, то это обязательно витиеватое и сложное размышление, к которому способны только философы (это не так).

И здесь я бы разделил написание эссе (вообще) и написание качественного читаемого эссе. Как ни странно, но в первом случае вам достаточно познакомиться с одним примером и затем, набравшись смелости, выдать свой текст. Как рекомендуют многие пишущие, нужно просто начать излагать мысли и новые появятся сами собой. Начать любым макаром, например, со слов «ну короче…» или «вся фигня в том, что…» или даже с матами, если так устроен ваш ум. После того как текст родился – еще немного корректуры и в печать, в смысле – сдавать.

Что же касается качественного эссе, то с ним ситуация немного иная. Одно дело вспомнить как вы писали сочинения в школе и выдать что-то подобное, совсем другое – взять на себя ответственность за то, как текст будет взаимодействовать со своей аудиторией. Нет ничего проще, чем написать интересное эссе, если вы уже научились писать тексты, которые дочитывают. Соответственно, нет ничего труднее, чем сделать такое эссе, если вы даже не начинали учиться.

Поймать внимание читателя

В любом случае стоит помнить, что начало текста определяет многое. По этой причине вводная часть эссе должна содержать в себе что-то, что позволит читателю не уснуть и не бросить ваш текст на середине. Для этого существует несколько приемов, выделим два наиболее очевидных.

Первая стратегия – это выбрать интересную тему и предельно четко ее озвучить в начале эссе. Подумайте, кто ваша аудитория (например, университетский преподаватель) и избегайте банальных тем, если только не собираетесь поразить читателя сверхоригинальной трактовкой чего-то привычного. Важно помнить, что у каждой темы есть не только потенциал и содержание, делающие ее актуальной для определенного читателя, но также – подача.

Огромное количество неудачных эссе начинаются с неумелой подачи темы, которая могла бы быть интересной. Если у вас есть хоть какое-то соображение о том, чем ваш подход к теме отличается от других – это необходимо упомянуть уже в начале. Поэтому запомните: тема сама не вывезет, важно ее четко и интересно сформулировать в начале текста. Иначе вы рискуете: даже вынужденный дочитать ваши вирши преподаватель – прежде всего читатель, который обычно неосознанно создает себе впечатление о тексте по первым абзацам.

Второй подход, способный удержать внимание читателя – это предвосхищение. Зачастую он требует большего мастерства, хотя некоторым дается без проблем. Такой подход к эссе можно было бы назвать принципом «снежного кома» или «цепочки» – либо каждое предыдущее предложение заставляет читать следующее, либо все распадается.

В большинстве случаев для этого есть два инструмента – интрига и стиль. Вы либо тонко намекаете на что-то, либо увлекаете красотами слога, от чего читатель хочет и продолжает читать. Поэтому часто рекомендуют начинать эссе с вопроса (интрига) или яркой фразы (стиль). Свободный стиль и композиция в эссе для того и придуманы, чтобы текст обладал некоторой изюминкой.

Даже если вы ощущаете нехватку каких-то собственных интересных мыслей, эссе может быть качественным – если в нем виден автор, его взгляд, язык, ритм текста, поиск аргументов. Как и в любом тексте (особенно небольшом) автору стоит помнить о чередовании коротких фраз и длинных, а также избегать сложных терминов, общих фраз, голословных утверждений.

Реплика думающего индивида

Когда вы определитесь с началом, то можно задуматься и об основном содержании. Эссе стоит отличать от научной статьи, литературного очерка, событийной заметки и философского тезиса. Эссе не претендует на исчерпывающий взгляд на тему, а также не нуждается в строгости определений или привязке к фактам. Как малая форма эссе ближе всего к небольшому монологу, проговариваемому в уме или в привычной компании. Именно поэтому эссе – это скорее попытка структурировать мысль, чем готовая последовательность или схема.

Собственно, французское слово essai и означает пробу, попытку. Отсюда и ориентация на разговорную интонацию, образность, откровенность, иногда предельную сжатость мысли (без излишних пояснений). Хорошим тоном для умного человека еще с XVI-XVII века (когда появляется эта форма) также считается умение оппонировать себе самому, поэтому в эссе часто используют имитацию диалога с читателем или мышление антитезами.

В конечном счете стоит помнить о том, что эссе – это нечто среднее между рассказом о себе и строгим философским рассуждением. Это реплика думающего индивида. Эссеист – не исповедуется, но и не прячет себя. В то же время он философствует, но философствует без строгих обязательств формы.

Одним из ярких примеров такого сочетания может быть критическое резюме: критикуя событие, произведение, автора, мы в равной степени сообщаем и о себе (своих вкусах, ценностях, убеждениях, уровне понимания), так и о предмете критики. Иными словами, эссе как таковое не предполагает, что вы действительно сообщите что-то новое, однако оно стремится к оригинальности – прежде всего в умении по-своему структурировать опыт и знания.

И здесь стоит отметить, что эссе, которые пишутся в вузах, обычно намного проще, т. к. ориентированы главным образом на демонстрацию навыков самостоятельного рассуждения. Многие нюансы эссе стоит знать только если вы рассчитываете на чуть более широкую аудиторию, чем один вузовский преподаватель. В большинстве случаев преподаватель, задающий вам эссе, желает убедиться в двух вещах.

Во-первых, умеете ли вы связно излагать мысли? Нет ли скачков мысли, потерь причинно-следственной связи, ничем необоснованных и неочевидных суждений?

Во-вторых, способны ли вы к диалогу и минимальной самокритике? Последняя предполагает, что автор не только ощущает потребность в аргументах, подкрепляющих его позицию, но и может таковые придумать.

Или еще проще: эссе должно быть внятным (ясность темы и содержания) и не голословным (понимание сути, выраженное в наличии адекватных аргументов).

Как оценивается эссе?

При этом стоит сказать и пару слов о том, как обычно оцениваются эссе. Даже у школьных и университетских эссе нет «правильного варианта». В самом деле, многие темы и вопросы эссе, которые пишутся по философии и другим гуманитарным предметам, вообще не имеют четкого однозначного решения. Поэтому если ваш преподаватель сохранил еще адекватность, то единственное что он действительно будет оценивать – это качество аргументации.

Это звучит как нелепый анекдот, но, увы, в вузах полно людей, которые не чувствуют никакого неудобства от произнесения банальностей без всякого обоснования. Любого преподавателя вуза посещает когнитивный диссонанс, когда он читает фразы в духе «Это так, потому что это правильно» или «Я просто считаю, что это так». Следовательно, для хорошей оценки обычно достаточно ясно озвучить, о чем вы говорите, занять позицию в этой теме и предложить аргумент или хотя бы иллюстрацию (показывающую что вы понимаете и потому можете привести удачный пример).

Впрочем, встречаются и неадекватные преподаватели, и здесь вам можно лишь посочувствовать. Такие обычно ждут, что вы, обозначив тему, займете строго определенную позицию (ту, что, по его мнению, правильная). Писать эссе для таких читателей – один сплошной геморрой, т. к. необходимо угадывать по сказанному на лекциях и семинарах ценностные ориентации препода и подстраиваться под них. Но и это муторная, однако не сказать, что очень сложная задача.

Классический шаблон

Иногда, правда, и вышеупомянутых советов оказывается недостаточно. Например, когда у человека очень мало опыта в написании текстов и он боится, что мысли в тексте спутаются. Как ни странно, но во многих вузах (а иногда и в школах) создаются шаблоны по структуре эссе (можете даже поискать стандарты на сайте вашего учебного учреждения). Вообще надо сказать, что писать эссе по заданной (не вами) структуре – это значит писать не эссе, а что-то совершенно другое. И все же, на наш взгляд, не стоит пренебрегать и этим: лучше начинать с жестких структур, чем не пытаться учиться вовсе.

В целом эссе может заимствовать любую форму, не требующую большого объема. Это может быть: письмо или обращение (как к конкретному человеку, так и к абстрактным фигурам), реакция или отзыв о чем-либо (рецензия с акцентом на мнение автора), лирическая заметка (рефлексия своих ощущений и мыслей по какому-либо поводу, например, событию). Однако в подавляющем числе случаев и в рекомендациях, и в выборе студентов речь идет о наиболее простой форме – так называемой «кольцевой структуре», заимствованной из академических статей.

«Эссе» в такой структуре – это четкая последовательность из вводной части, содержательной и заключения, в значительной степени перекликающегося с введением. Содержательная часть обычно строится либо как серия аргументов (тезис плюс аргументы в его защиту), либо как свернутая дискуссия (тезис, контр-тезис, аргументы, позволяющие выбрать сторону). Причем под аргументами понимается утверждение, которое подкрепляет ваш тезис и при этом выглядит менее сомнительным, чем он.

Впрочем, если вы действительно хотите научиться самостоятельно рассуждать, то, тогда стоит обратиться к более сложному представлению об аргументации в науке и философии – например, к модели аргумента по Стивену Тулмину.

В целом же следование классическому шаблону можно представить как алгоритм, состоящий из ответов на несколько вопросов:

1. О чем я собираюсь писать (Тема)?

2. Почему эта тема достойна, чтобы о ней писать (это именно попытка личного ответа на вопрос, а не бубнеж о ее актуальности для мирового хозяйства)?

3. К какой позиции, оценке или подходу к теме я тяготею?

4. Как звучит мое отношение/решение (Тезис)?

5. Что я могу сказать в его подтверждение (Аргумент(ы))?

6. Какие могут быть вопросы, претензии, сомнения к выше сказанному (Анализ/Полемика)?

7. Какие выводы можно сделать из всего рассуждения (Заключение)?

* * *

К сожалению, вузовские эссе, как и многое в образовании, тяготеют к рутине и упрощению. Поэтому прежде всего стоит обратить внимание на то, чтобы сказанное было ясным, понятным и обоснованным, в т. ч. автор должен понимать с какой целью пишется каждый раздел его текста. Проблема только в том, что с таким подходом ставка делается прежде всего не на субъективное личностное начало, раскрываемое в эссе, а напротив – на эссе, стремящееся к (никому не нужному) объективизму. А ведь одна из важнейших задач высшего образования – это содействие самопознанию. Эссе не сделает вас профессионалом, но оно может участвовать в формировании и самопонимании личности (а это однажды поможет понять на что опираться в становлении профессионалом). Увы, личностное начало даже в университетах с большим трудом отвоевывает себе место. И это, видимо, повод озаботиться о нем самому.


Для оформления использованы фото Jonathan Evans.