Инфополоз

«Познавательное»: «Позвольте своей душе воспарить». Как праздная задумчивость стимулирует креативность

Праздность – мать всех пороков? Возможно. Но если мысленное бездействие настроить на нужную волну, то это может возыметь положительный эффект на наши творческие способности и психическое благоденствие в целом – по крайней мере, так считает коллектив ученых из Института Варбурга. Concepture публикует перевод эссе, в котором раскрывается, как созерцание искусства способно привить праздную задумчивость со знаком плюс.
«Познавательное»: «Позвольте своей душе воспарить». Как праздная задумчивость стимулирует креативность

Две стороны блуждания ума

Художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер в глазах своих друзей всегда выглядел мастером, в совершенстве владеющим искусством блуждания ума (англ. mind-wandering). Немецкий гуманист Виллибальд Пиркгеймер писал, что Дюрер мог всецело погружаться в собственные приятные размышления, казавшись при этом «самым счастливым человеком на Земле».

Многие из нас знакомы с блужданием ума через его разные формы: прокрастинация, задумчивость, медитация, умственное самобичевание, грезы наяву. Но тогда как некоторые повороты мысли кажутся продуктивными, в других случаях это определенно оборачивается плохой привычкой, которая мешает нам в полной мере реализовать свой потенциал.

Да, мечтательность может стать отдушиной от реальности и первоисточником вдохновения. Но не менее знакома нам склонность ума зацикливаться на мрачных и бесплодных мыслях, когда нам некуда от них деться – особенно когда нами овладевает уныние, тревога или одержимость.

Может ли искусство само по себе быть полезным катализатором, который укажет нам путь к более благостным эмоциям и психическим состояниям? Будь то литература, рэп или абстрактная масляная живопись, не секрет, что мы можем облагородить уклад наших мыслей через созерцание искусства.

У немцев есть замечательная поговорка о преимуществах праздного ума: «die Seele baumeln lassen», что буквально значит «позвольте своей душе воспарить». Сегодня нейроэстетика – научное направление, которое возникло лишь недавно – начинает раскрывать те биологические процессы, которые стоят за такого рода «воспарением».

Куда же без Античности

Начнем с того, что современная когнитивная наука уже предоставила огромный корпус доказательств, что психические состояния посылают и получают причинно-следственные волновые импульсы через все каналы тела.

Вспомним, как при взгляде на изображение со вкусным шоколадным пирожным у нас во рту активно начинает выделяться слюна; или как при просмотре какого-то захватывающего фильма мы сами находимся в состоянии напряжения. Мысли, чувства и эмоции – непроизвольно или же нарочно – являют собой соматический поток множественных биологических событий. И это тот поток, в который искусству каким-то образом удается проникать.

Гален, древнеримский медик, живший во втором веке н. э., был хорошо осведомлен о связи между разумом и телом. Он считал, что блуждание ума – это результат физического и ментального утомления. Чтобы этого избежать, Гален советовал соблюдать режим, предусматривающий усердное выполнение логической и структурированной умственной работы.

«Леность переполняет тело кровью!» – считается, что эти слова принадлежат Галену. Под этим подразумевается, что умение мысленно концентрироваться на чем-то представляет собой что-то вроде психобиологической дисциплины – что-то, над чем нужно работать, чтобы наши капризные мысли и тела не сошли с правильного пути.

Однако, еще до Древнего Рима существовала традиция, в русле которой грезы наяву рассматривались как полезный фактор для здоровья и благоденствия человека. Еще до Галена последователи Гиппократа утверждали, что блуждание ума на самом деле является лучшим способом вернуться в здоровое психическое состояние.

Современные исследования в области возрастной психологии также показали, что дети и взрослые, склонные к разного рода праздной задумчивости, проявляют бóльшую познавательную гибкость и более успешно справляются с такими задачами, как решение проблем, планирование и приведение в порядок собственных мыслей и чувств.

Заглянем под крышку

Нейровизуализация – метод «наблюдения» за головным мозгом в действии – позволяет обнаружить мозговые процессы, коррелирующие с соответствующими ментальными состояниями. Так, если проследить за мозговой активностью человека, который находится в состоянии покоя и не думает ни о чем конкретном, то выяснится, что человеческий мозг в таком случае вовсе не впадает в бездействие – он продолжает активно работать в тех участках, которые составляют так называемую сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ).

Эти стимуляции тесно связаны со стимуляциями, которые вовлечены в мышление о самом себе, в опыт осознания собственного «Я», а также в интуитивное мышление. Более того, эти же стимуляции задействуются параллельно с активационными паттернами в префронтальной коре мозга – это та область, которая обычно ассоциируется со всеми важными «исполнительными» функциями.

Neuroimaging

Семантическая карта мозга – пример нейровизуализации. Конкретно на этой карте отмечены участки мозга, которые задействовались у человека во время прослушивания радиопрограммы

Поразительно, но чем сильнее взаимодействие между этими двумя областями мозга – интуитивной и той, что отвечает за исполнительные функции – тем бóльшую креативность проявляет человек при необходимости решить какую-то проблему.

Сканирование мозга указывает на корреляцию, а не на причинность; но в любом случае в этом усматривается намек на то, что задумчивость может помочь нам выработать в себе продуктивное и творческое мышление путем своеобразного скрепления нашего чувства собственного «Я», то есть через сведение тела и разума воедино в неделимом ходе мысли и биологического действия.

Искусство может быть катализатором для такого рода задумчивости, равно как и инструментом, с помощью которого такую задумчивость можно регулировать и контролировать. И базовые свойства искусства (будь то минорная или мажорная тональность; цвета на картине), и сложности его содержания (слова песни; выражение лица человека, изображенного на картине) могут пробуждать в человеке различные мысли и эмоции – всё это непременно оказывает воздействие и на физиологию тела.

С активностью СПРРМ коррелирует и творческое мышление, и погружение в произведения искусства – особенно когда люди признаются, что эстетический опыт был особенно силен и значителен для них. В таких случаях соприкосновение с искусством инициирует в нас автобиографические видения и фантазии или же потоковый опыт с «я-фактором».

Фрагмент картины Диего Веласкеса «Менины» (1656)

Конечно, искусство может навевать и бесплодные порывы задумчивости. Если раз за разом слушать одну ту самую песню, это вряд ли поможет исцелить разбитое сердце или же справиться с какими-то иными горестными переживаниями. Но производная от искусства грусть не всегда ввергает нас в негативно окрашенные мысленные петли. Фактически, искусство может помочь нам приспособиться к непосредственному источнику боли, выступая в качестве опоры для эмоционального катарсиса.

Пожалуй, всем знакомо странное, приятное и утешительное чувство, которое наступает после того, как нам доводится хорошенько выплакаться. Оказывается, что в результате этого опыта происходит выброс гормона пролактина, который также имеет отношение к укреплению иммунной системой и установлению уз с другими людьми.

Искусство являет собой относительно безопасное пространство для переживания такого рода эмоциональных эпизодов по сравнению с ситуациями из реальной жизни, которые заставляют нас плакать. Даже печальное или совсем уж горестное искусство может послужить спусковым механизмом для некого позитивного психобиологического очищения, которое происходит через бесцельную задумчивость.

Подход Аби Варбурга

В истории полно примеров, иллюстрирующих взаимосвязь между задумчивостью и креативностью. Вот один характерный пример: немецкий искусствовед Аби Варбург (1866-1929) упорядочил свою библиотеку в 50 тысяч томов таким образом, чтобы содействовать блужданию мыслей.

Его коллекция книг стала ядром Института Варбурга в Лондоне, где мы [авторы данной статьи – прим. пер.] ведем сейчас исследовательскую деятельность. Каждый из четырех этажей библиотеки посвящен одной из четырех тем – образу, слову, ориентации и действию. Более того, каждый этаж также поделен на подтемы – например, «магия и наука», «передача классических текстов» и «история искусств».

Оригинальная библиотека Аби Варбурга

Основываясь на идеях Варбурга о том, какое соседство является наилучшим для той или иной книги, этот уникальный классификационный подход позволяет истрепанному тóму о медицине, изданному в XVII веке, расположиться в компании текстов по математике, космосу и гармонии. Полки этой библиотеки содействуют интуитивной прозорливости по мере того, как вы перескакиваете с книги (или мысли), которая, как вам казалось, вам нужна, на другую интригующую мысль или тему, которая и вовсе не могла бы прийти вам на ум.

Способность воспринимать и ценить искусство пользуется глубоким уважением в большинстве культур и обществ. Часто этот процесс представляется как трудоемкое познавательное упражнение, но при этом упускается из виду, что искусство дает возможность пережить глубокий эмоциональный опыт, положительное блуждание ума и психобиологическое саморегулирование.

Дюрер, возможно, лучше всех сумел ухватить активность такого бездействия. Он писал: «Когда человек посвящает себя искусству, многих бед он избежит, если не будет бездельничать».

Оригинал


Иллюстрация на превью – фрагмент картины Пауля Клее «Красный шар» (1922).

Об авторах:

Джулия Кристенсен (Julia Christensen) – научный сотрудник с ученой степенью в Институте Варбурга, Лондон, а также научный сотрудник с ученой степенью в области когнитивной неврологии в Лондонском городском университете.

Гвидо Джильони (Guido Giglioni) – преподаватель неолатинской культурной и интеллектуальной истории (1400-1700) в Институте Варбурга, Лондон.

Манос Тсакирис (Manos Tsakiris) – профессор психологии в Университете Роял Холлоуэй, Лондон. В своих исследованиях Тсакирис изучает нейронные и когнитивные механизмы самосознания и социального познания.

Возможно вы не знали:
Сеть пассивного режима работы мозга
нейронная сеть взаимодействующих участков головного мозга, активная в состоянии, когда человек не занят выполнением какой-либо задачи, связанной с внешним миром, а, напротив, бездействует, отдыхает, грезит наяву или погружен в себя.
Потоковое состояние
психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности.