Инфополоз

«Современное»: Tromsø International Film Festival. Эксклюзив с тура по России

«Современное»: Tromsø International Film Festival. Эксклюзив с тура по России

С 14 апреля норвежский кинофестиваль Tromsø International Film Festival представляет в России новую программу короткометражного кино – Films From The North. Редакции Concepture удалось получить эксклюзивные материалы для предпросмотра, в связи с чем публикуем наш обзор на 5 короткометражных фильмов, представленных в программе тура.

Крупнейший норвежский кинофестиваль Tromsø International Film Festival вновь едет в тур по России – традиционно новую программу короткометражного кино режиссеры и организаторы представляют в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Петрозаводске, Архангельске, Северодвинске и Апатитах. Фестиваль уже успел побывать в Москве, Архангельске и Северодвинске. В программе – 6 короткометражных фильмов, рассматривающих эмоции и переживания человека в эпоху меняющегося постиндустриального мира – от сказок о море и разборок односельчан до терзаний молодых и самоуверенных горожан.

Даты тура:

Петрозаводск – 21 апреля, к/т Калевала

Санкт-Петербург – 22 - 23 апреля, к/т Родина

Апатиты – 26 апреля, к/т Полярный

Мурманск – 27 апреля, к/т Мурманск, в рамках фестиваля «Птица Баренц»

Tromsø International Film Festival – один из самых популярных кинофестивалей в Норвегии, который проводится с 1991 года, в России фестиваль реализует несколько проектов, среди которых – ежегодные релизы программы короткометражных фильмов и тур специального продакшена фестиваля с немым кино и живой музыкой.

«Где ты?» («Gos Leat Don?»)

«Где ты?» – Короткометражный фильм, вдохновленный музыкой норвежского исполнителя MÅSØ. Иначе, как археофутуристическими композиции MÅSØ не назовешь. Норвежский композитор совмещает элементы саамского йойка и электронного бита. «Gos Leat Don?» уверено перенимает черты музыкального стиля MÅSØ, раскрывая их во всей полноте. Кинокартина рассказывает историю девочки, осмысляющей семейные проблемы через опосредованный опыт «предмета силы» – им выступает игрушка. Одновременно с этим героиня переживает почти «шаманский» опыт столкновения с измерением духовного.

Вообще говоря, северное кино сильно отличается от привычного нашему зрителю голливудского или континентального европейского кинематографа. Особый северный колорит достигается благодаря постоянному присутствию местности как рассказчика и слегка отстраненной «холодной» подаче истории, мало завязанной на диалогах и разговорах, больше на визуальной части.

«Gos Leat Don?» полностью соответствует этим критериям и больше напоминает музыкальный клип, чем короткометражный фильм. А «клип», в свою очередь, совмещает элементы сказочной

инициатичности и современную остросоциальность в виде попыток избежать столкновения с неприглядной действительностью, семейных конфликтов и проблемы отчуждения.

Резюмируя, я бы охарактеризовал работу Эгиля Педерсена так: он пытается найти свое место где-то на воображаемой шкале между традиционно-этническим и остросоциально-современным. Педерсен как будто поставил себе цель – создать такую историю, которая одновременно была бы совершенно современной и совершенно древней.

«Контроль» («Kontroll»)

Знаете ли вы как выглядите, когда спите? Или, когда едите, ходите по магазинам или держите чью-то руку? Юная девушка по имени Тина знает потому, что хочет быть лучше во всем. Нормальное и даже в каком-то смысле полезное стремление: пытаться достичь совершенства. Однако, как обычно и бывает, юношеский порыв превращается в идею фикс. Вместо того, чтобы рефлексировать и пытаться сознательно подойти к своей цели, Тина находит самый необычный способ «сделать себя лучше» – девушка решает записывать свою жизнь на камеру. Что из этого получилось? Смотрите и узнаете.

«Контроль» – говорящее название и к тому же очень актуальное. Картина поднимает важную тему для любого современного представителя цифровой культуры – тему объективации человеком самого себя и затем – отчуждения. Современные медиа основаны на манипуляции нашим стремлением к максимизации контроля над способами саморепрезентации и их настройки.

Тропы и стереотипы, навязываемые медиа людям, формирует культурную среду, в которой самообъективация (опредмечивание себя) становится основным способом достичь «совершенства». Но «совершенство» это фиктивное, потому что не ведет к духовному или культурному росту и завязано лишь на контроле над социальным образом и поведенческими паттернами.

Есть много способов достижения такого контроля: страницы в соцсетях, селфи, видеозаписи, блоги, посты, их репосты и т. д. и т. п. Тина выбирает самый изощренный метод – записывать каждый момент своей жизни, каждую ситуацию на камеру. Цель проста: достичь совершенства в исполнении тех или иных действий, поз, жестов, фраз. Девушка считает, будто таким образом она сможет стать лучше. Однако вместо культурно-духовного роста Тина отчуждается от себя, превращая свою жизнь в спектакль, где режиссер, зритель и актер она сама.

Автор картины Хеннинг Розенлунд (Henning Rosenlund) доводит до абсурда привычные для современного человека вещи. Хеннинг показывает саму не состоятельность способа, которым человек пытается осуществлять свою жизнедеятельность. Еще точнее посыл звучит так: главный барьер, возводимый нами между внутренним и внешним миром – это визуальный образ, делающий оба мира фиктивными.

«Правда Севера» («True North»)

Хорошая и добрая сказка без всякого либерального подтекста – это редкость. «Правда Севера» именно такова: простая и поучительная история о вере и любви. История моряка и его возлюбленной, рассказанная в декорациях северных морей.

Север в мультфильме предстает не жестокой стихией льда и моря, а красочным и суровым миром со своими законами и особой, немножко волшебной, эстетикой. Анимация минималистична, а эмоции, выражаемые персонажами, условны и очевидны. Но не стоит воспринимать это как

минус, скорее, как важный элемент трогательной атмосферы, подкрепляющей основной посыл и служащей его визуальным фундаментом.

Нет тут и отрицательных персонажей, или злодеев, или пресловутой борьбы со злом, что определенно радует. Герои – обыкновенные люди, ищущие свое место в бушующем море жизни, и противостояние со злодеем, наоборот, помешало бы донести главную мысль – будь чист сердцем, верь, люби и твое время придет.

В конечном счете «Правда Севера» – добрая детская сказочная история (но не сказка!), какие снимали лет 50 назад. В море современных трендов работа Симена Нуланда (Simen Nyland) затеряется и будет казаться совсем не актуальной и даже архаичной. Однако не все то золото, что актуально.

«Совершенное тело» («En Bättre Kropp»)

«Что-то такое происходит, когда у тебя есть мускулы. Ты заходишь в комнату и чувствуешь, как все выходят из зоны комфорта. Мне кажется, это заложено в нас природой...» – с этой фразы начинается фильм. «Совершенное тело» трудно назвать полноценным документальным кино, да и кино вообще. Скорее картина напоминает хронику-зарисовку из жизни молодых бодибилдеров маленького городка.

Как такового повествования нет, точнее так, оно есть, но требует от зрителя проделать некоторую работу по пониманию. Придется включить голову, чтобы уловить к чему подводит череда бессвязных, но однородных сцен. И зачем вообще было документировать эти сцены?

«Совершенное тело» не несет никого определенного смысла и не является формой выражения отчетливо сформулированного тезиса. Очевидно, что Рагнар Брагасон (Ragnar Bragason) даже не пытался сформировать у зрителя отношение к культуре и образу жизни бодибилдеров. Режиссер просто показал – «вот, как они живут» и все. Лично для меня «En Bättre Kropp» самый необычный фильм программы, который я определенно посмотрю еще раз. «Когда вы захотите добиться успеха так же, как вы хотите дышать, тогда вы будете успешным» – этими словами Эрика Томаса заканчивается фильм.

«Пес» («Hunden»)

«Пес» – 5-я и из 6-и программных короткометражек, которые нам удалось посмотреть и последняя конкретно для редакции Concepture.

Знойный деревенский полдень где-то в норвежской глубинке. Маленькая девочка едет на велосипеде и замечает, как один из ее соседей грузит в машину пса. Малышка решает, будто убитый пес принадлежал другому ее соседу, о чем она незамедлительно сообщает оному. В пылу горечи и ярости сосед, лишившийся пса, пытается разобраться с тем, кто хладнокровно застрелил его любимого питомца и друга.

Сильная, но простая работа, в духе «Мелодии для двоих». Ничего лишнего, только поступки и их последствия. Ситуация, в которую попадают герои, является квинтэссенцией их замкнутого и настороженного образа жизни. В своей сущности «Пес» – напоминание о том, что не стоит принимать важные, тем более жизненно (!) важные решения сгоряча, ведь всякий поступок и его последствие – палка о двух концах.

Какой-то итог

Я не ждал ничего интересного от 6 короткометражных фильмов, тем более неизвестных режиссеров. Хорошо, что мои ожидания были приятно обмануты. Когда фестиваль прокатится по стране и программные фильмы станут доступны всем, то я от лица нашей редакции советую их

посмотреть. Небольшие «северные» зарисовки точно заслуживают если не вашего вдумчивого и глубокого осмысления, то хотя бы внимания и времени.

Впрочем, вы знаете правило – читайте текст, а не выводы.

Коротко о программе: Хорошо, если не ждать чуда

Официальная группа фестиваля – по ссылке вы можете связаться с организаторами и узнать все подробности.