Инфополоз

«Познавательное»: Стэнли Кубрик. Что значит быть творцом?

Все мы знаем, что оставил после себя Стэнли Кубрик в качестве режиссера, подарив нам одно из самых больших кинематографических  наследий. Но в этом видеоэссе речь пойдет не о режиссере Кубрике, а о Кубрике человеке, о том, как он жил, думал и творил.

Увлечениями Кубрика в подростковом возрасте были джаз, шахматы и фотография. Поступить в колледж ему не удалось из-за низких школьных оценок и возвращения домой ветеранов Второй мировой войны. В 17 лет его взял фотографом журнал Look, где он проработал несколько лет и объездил всю страну. Эти путешествия открыли для него мир и пробудили тягу к знаниям. Он посещает вольнослушателем занятия в Колумбийском университете, не пропускает ни одной кинопрограммы в Музее современного искусства, а на жизнь подрабатывает игрой в шахматы на деньги.

В 1951 он снимает на собственные сбережения первый фильм: 16-минутную документальную ленту о боксере Уолтере Картье – герое одного из фоторепортажей в журнале. Она была замечена, и Кубрик ставит перед собой цель снять полнометражный фильм. Он бросает работу в журнале, снимает еще несколько документальных лент, затем занимает у родных 13 000 долларов и в 1952 снимает свой первый художественный фильм «Страх и вожделение».

Вот, что говорил о своей работе сам Стэнли:

«Я не думаю, что писатели, художники или кинематографисты работают только ради того, чтобы сказать нечто важное. У них есть что-то, что они чувствуют. А еще они любят разные вещи: им нравятся слова или запахи краски, фотографии и работа с актерами. Я не считаю, что любой настоящий режиссер ориентирован на какую-то дидактику, даже если он так думает.

Должен признаться, что я никогда не думал очень много о пропорциях широкого экрана в течение одного или двух дней. Я думаю, что этому уделяют слишком много внимания. Это, действительно, просто еще один способ выстроить композицию: для некоторых сцен такая форма лучше, чем для других; для некоторых сцен вообще нет никакой разницы. 

В последнее время я не встречаю новых идей в фильмах, которые поражают меня, как это должно быть. Я думаю, что зацикленность на оригинальной форме на самом деле только мешает. По-настоящему оригинальный человек с действительно оригинальным мышлением просто делать что-то иное. Другие же гораздо лучше думают о форме как о своего рода классической традиции и пытаются работать в ней.

Я думаю, что лучший сюжет – не очевидный сюжет. Мне нравится медленный старт, старт, который проникает аудитории под кожу и вовлекает их так, что они могут оценить все тонкости сюжета.

Когда вы делаете фильм, уходит несколько дней просто на то, чтобы привыкнуть к команде, потому что работа на съемочной площадке похожа на раздевание перед пятидесятью людьми. После того, как вы привыкли к ним, наличие даже одного нового человека среди множества может вызвать проблемы, касающиеся режиссерского замысла».