Инфополоз

«Современное»: Ван Гог среди нас. Проект «Я - Винсент»

«Современное»: Ван Гог среди нас. Проект «Я - Винсент»

Канадский художник Дуглас Коупленд разыскивает двойника голландского художника Винсента ван Гога для нового проекта. Concepture интересуется, каким должен быть «живой» Ван Гог и зачем его искать?

Каждый житель планеты, внешне похожий на Винсента Ван Гога, может стать участником любопытного проекта канадского художника Дугласа Коупленда. Коупленд, родившийся в 1961 году на базе НАТО в Баден-Вюртемберге, занимается литературной деятельностью и считается одним из самых уважаемых художников на родине. Как утверждает автор проекта, он по собственному опыту знает, что большинство людей имеют знакомых с лицом великого художника. «Это может быть ваш сосед или коллега, может быть, даже вы сами», – пишет Коупленд. На веб-сайте проекта «Я - Винсент» уже размещены десятки фотографий потенциальных двойников Ван Гога. Победитель будет определен в конце августа и получит 5 тысяч евро за одно лишь сходство с Ван Гогом. Для чего, спрашивается, понадобился такой странный проект? Человека, чьи черты лица больше всего напомнят вангоговские, Коупленд сделает моделью для огромной бронзовой статуи Винсента Ван Гога, которая увековечит его имя.

Сравнивать свое лицо с лицом художника предлагается при помощи автопортретов, написанных им в достаточном количестве. Красавцем его не назовешь. Более того, внешность Ван Гога никак не контрастирует с его судьбой человека, сошедшего с ума и покончившего жизнь самоубийством. Сам художник в одном из писем к своему брату Тео так высказался по поводу внешней красоты: «К. М. спросил меня сегодня, нахожу ли я красивой «Фрину» Жерома, а я ответил, что мне гораздо больше нравится уродливая женщина Израэльса или Милле или старуха Эд. Фрера. Что, в сущности, значит такое красивое тело, как у этой Фрины? Физической красотой обладают и звери, может быть даже в большей степени, чем люди, но души, живущей в людях, которых пишут Израэльс, Милле или Фрер, звери не имеют, а разве жизнь дана нам не затем, чтобы мы обладали богатой душой, даже если при этом страдает наша внешность?». 

Эти слова можно отнести и к самому автору письма. Ван Гога интересовало исключительно внутреннее содержание человека. Отсюда его неумеренный религиозный пыл, который он демонстрировал в процессе своей миссионерской деятельности. Ван Гогу было не в новинку голодать, питаться объедками и ходить в тряпье. С такой же горячностью Ван Гог занялся и искусством, поэтому всего за восемь лет произвел революцию в живописи, став знаковой фигурой своего времени. Новаторство Ван Гога не могло остаться незамеченным: необычайно яркие и чистые краски, нанесенные густыми мазками, стали визитной карточкой художника. Одна из таких картин Ван Гога - знаменитая «Звездная ночь».   

Несмотря на то, что при жизни Ван Гога была продана всего лишь одна его картина, художники признавали мастерство своего собрата. Среди них был, например, Поль Гоген. Гоген даже какое-то время жил вместе с Ван Гогом, пока тот в разгар спора не пригрозил ему бритвой, которой впрочем поранил только свое ухо. В итоге Ван Гога госпитализировали, а Гоген сбежал в Париж. И это только одна странность в длинном ряду. Многие пугающие поступки художника (поедание красок из тюбика, засовывание рук в огонь) продиктованы нестабильностью психики, которая привела его в итоге в лечебницу для душевнобольных. Там он провел несколько месяцев, то ощущая приливы вдохновения, то выпадая из реальности. В этот период он создавал крайне депрессивные полотна, отражающие его душевное состояние. Такова, например, картина «Вороны над пшеничным полем». 

Как и многие гении, Ван Гог был слишком близок к помешательству, которое и стало причиной его смерти. Художник вышел в поле, которое так любил рисовать, и выстрелил в себя из пистолета. Однако он только ранил себя и смог вернуться домой, где и скончался. По мнению некоторых врачей, Ван Гог страдал биполярным расстройством, которое усилилось за счет плохого питания и большого количества алкоголя. О будущем своих картин Ван Гог сказал: »Мои картины не продаются, и с этим ничего не поделаешь. Но придет время, когда люди увидят, что они стоят больше, чем пошедшие на них краски».