Линия Мельеса

«Эдди Орел»: Полет души

«Эдди Орел»: Полет души

Фильм «Эдди Орел» режиссера Декстера Флетчера повествует о непростой спортивной судьбе британского лыжника Эдди Эдвардса, представившего Британию на Олимпийских играх. Concepture публикует свою рецензию

Сюжет почти любой спортивной биографической драмы довольно простой. Зрительские ожидания, как правило, всегда оправдываются: герой, с детства мечтающий о пьедестале, проходит через невероятные испытания и становится легендой. По такой схеме строится и «Эдди Орел», однако, учитывая вполне предсказуемый сюжет, фильм все же представляет собой нечто большее, чем историю о восхождении спортсмена к вершине спортивной карьеры.

Дело в том, что режиссеру интересен не спортсмен, а человек, живущий спортом. Поэтому фильм – это больше притча о силе человеческого духа, а не летопись спортивных подвигов, и адресован он самой широкой аудитории. Ведь сам выбор главного героя довольно показателен. Как можно взяться за биографию Эдди Эдвардса, которого профессиональный спортсмен откровенно назовет неудачником и посмешищем? Эдвардс – не легенда, не кумир, и тем яснее зрителю идея автора. Как бы это странно ни выглядело, именно в этом человеке режиссер попытался воплотить то истинное, что осталось от идеи спорта как сочетания физического и духовного совершенства. И зритель, несомненно, это увидит и оценит.

Мечтающий с детства попасть на Олимпийские игры, Эдди подчиняет всю свою жизнь этой мечте, отметает в сторону все, что отвлекает от цели. И это не фанатизм, как может показаться на первый взгляд, это та целеустремленность, собранность и сосредоточенность на существенном, чего так не хватает многим людям. Отсюда удивительная цельность его личности, которую невозможно разрушить никаким влиянием извне. Участие в олимпийских играх остаются для него актом соединения с миром, а не карьерой и желанием вписать свое имя в историю.

Поражает одно только то, что с профессиональной точки зрения решение заняться прыжками с трамплина в 20 с лишним лет – сумасшествие. Недаром тренер нарекает его психом, но только такой «псих» способен выйти за рамки возможного. Этим он так резко отличается от большинства участников Олимпийских игр, навлекая на себя ненависть олимпийского комитета и товарищей по команде. Режиссер недвусмысленно сказал, что спорт давно перестал быть ареной проявления человеческих возможностей, он встроился в систему потребления и стал инструментом маркетинга. Спортсмен должен быть этикеткой, а не человеком. Именно с таким отношением и пришлось столкнуться Эдди, по-детски не принимающим такое положение дел.    

Как-то тонко скрывать от зрителя самые главные свои мысли режиссер не стал, да здесь это и неуместно, поэтому они звучат открытым текстом:

1.

«Данные богом умения не являются главным, важно не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Только стараясь изо всех сил, можно чего-то добиться, даже если результат выходит плачевным».

2.

«Победа, поражение – это все для мелких людишек. Прыгают для того, чтобы дать свободу душе».

3.

«Главное не победа, а участие».

Идеальным выразителем этих мыслей и становится Эдди Эдвардс. Его истинная любовь к спорту в себе, а не к себе в спорте делает его самым ярким участником Олимпийских игр, самым человечным спортсменом. Искренняя радость от собственных достижений заражает всех, кто наблюдает за его настойчивыми попытками превзойти себя самого. Жизнь Эдди – яростный поединок силы духа с природным талантом и навыками. Этот бескорыстный энтузиазм и игнорирование каких-либо ограничений воскрешает для спорта бывшего американского прыгуна Бронсона Пири, человека, который увидел в Эдди то, чего не хватило ему в свое время.

Этими качествами Эдди объясняется и любовь публики к нему, которая соскучилась по чему-то настоящему,  устала от спортивного снобизма, от работы на результат, а не на преодоление себя нынешнего.

Как и предрекал Пьер де Кубертен, появилось поколение профессиональных спортсменов, извративших идею спорта, идею олимпизма. А любитель Эдди с заслуженным прозвищем Орел возвращает все на свои места.