«Нефть»: «Ты жаждал крови – так получи ее»
Нас давно интересует творчество Пола Томаса Андерсона, одного из самобытнейших режиссеров современности. И свой обзор мы решили начать с фильма «Нефть». Concepture публикует свою интерпретацию киноленты.
Характерной чертой всех фильмов Пола Андерсона является то, что режиссер, как правило, помещает главного героя в ситуацию предельного напряжения, когда конфликт между ним и окружающим миром достигает своего пика. Дирк Дигглер («Ночи в стиле буги») разрывается между своими амбициями и осознанием фиктивности их реализации, Барри Иган («Любовь, сбивающая с ног») испытывает сильнейший внутренний стресс вследствие того, что мир не принимает его всерьез, Фредди Куэлл («Мастер») переживает посттравматический синдром и, подобно героям книги Ремарка «Возвращение», не может научиться жить в мире.
Герои Андерсона, терзаемые своими страстями, пороками, проблемами, мучительно ищут выход, но в силу принципиальной открытости финала всех фильмов непонятно, находят ли они его. Это одна из составляющих режиссерского почерка Андерсона – несбалансированное понимание сути.
Фильм «Нефть» в этом отношении продолжает ряд качественной «андерсоновщины». И к слову сказать, в отличие от своего знаменитого датского однофамильца, Пол не изменяет принципу реалистичности повествования. То, что его фильмы изобилуют гипердраматичными сценами, вовсе не означает, что и средства изображения этих сцен он использует по аналогии с ними. Наоборот, Андерсону свойственны неторопливое обстоятельное разворачивание нарратива и учет всех деталей – для этого он не жалеет времени. Оттого фильмы Андерсона, как правило, по продолжительности переваливают за два часа. Но при этом нельзя сказать, что они скучны. Затянуты – может быть, но скука от этого, тем не менее, не возникает.
О чем фильм «Нефть»?
Если рассматривать его как притчу, можно ответить так: о том, что фанатизм плох в любом виде, неважно, религиозный он или светский. Что является предметом «исследования» режиссера? Главный идол Запада – Капитал. Каким образом осуществлено режиссерское «исследование»? Через демонстрацию вполне историчных (возможно и биографичных) событий, а конкретно: развитие нефтяной промышленности в Америке начала XX века. То есть, берется некий временной срез в истории страны, и на его фоне рассматриваются судьбы конкретных людей.
Главный герой фильма Дэниел Плейнвью вызывает неподдельный ужас безмерностью своего обесчеловечивания. Поначалу он выглядит даже вполне симпатично: трудолюбивый, усердный, в меру амбициозный нефтедобытчик. Но потом рост его богатства становится прямо пропорциональным росту его безумия. Следует, однако, задаться вопросом: деньги ли извратили его душу, или причина кроется в ином? Вспоминается гениальный афоризм Ницше: «Жизнь есть родник радости; но в ком говорит испорченный желудок, отец скорби, для того все источники отравлены». У Дэниела Плейнвью «желудок» более чем отравлен. Это показано в самой первой сцене, где он жертвует своим здоровьем ради добычи. Далее размер жертвы только растет: он отказывается от отношений с сыном в угоду работе и убивает своего друга. Итог закономерен: в конце мы видим Дэниела Плейнвью совершенно одного, покинутого всеми (даже сыном), напивающегося до бесчувствия, лишившегося последних остатков разума.
Здесь уместно вспомнить один исторический эпизод, когда сакская царица Томирис, пленив кровожадного царя Кира, отрубила ему голову и окунула ее в мешок с кровью со словами: «Ты жаждал крови – так получи ее». Дэниел Плейнвью «пьет кровь» не только земли, но и людей. И остановить такого разнузданного психопата может только смерть, потому что, как говорил Исаак Сирин: «Грешник подобен псу, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови».
Какие выводы делает Андерсон?
Накопление богатства ради богатства не имеет смысла, более того – развращает душу, заставляя разрывать отношения с близкими, чуть что выходить из себя и совершенно необоснованно убивать людей.
Основой и двигателем американской нации является капитал. Или, если называть вещи своими именами, Бог Америки – это Деньги. Что подтверждается финальной сценой фильма, в которой священник ради пары тысяч долларов убежденно отрекается от веры.
Обогащение – это предприятие, которое предполагает пролитие крови, неважно, будет это кровь людей или кровь земли (нефть). Собственно оригинальное название фильма прямо указывает на это: «There will be blood» – «Там будет кровь».