Линия Мельеса

«Топ-Модель»: плохо продуманная профессионально-психологическая драма

«Топ-Модель»: плохо продуманная профессионально-психологическая драма

Фильм «Топ-Модель» должен был открыть для зрителя внутренние особенности устройства модельного бизнеса и расскрыть психологические тонксоти профессии. Concepture разбирается  в том почему это не получилось.

 

Психологические особенности персонажей  

К сожалению, Мадс Матиссен очень плохо справился со своей работой, не получилось у него: ни показать мир моды изнутри, ни проработать достоверные психологические образы персонажей, ни создать убедительную историю на основе всего этого. Но давайте по порядку. Эмма (Мария Палм) – главная героиня фильма, молодая 16-летняя девушка, живущая в глубинке и мечтающая стать моделью. И вот, вдруг, неожиданно, ее приглашают в Париж для пробной фотосессии у знаменитого фотографа, естественно она ее проваливает. До этого момента все складно и понятно, девочка оказывается обескуражена и не готова к тому, что происходит на фотосессии (хотя, честно говоря, ничего особенного там не происходит). Но после начинается откровенный бред: она пытается соблазнить фотографа, из-за которого провалила фотосессию, затем решает этого не делать, остается совершенно не ясным, что и почему происходит?

Если рассматривать эту ситуацию объективно, с позиции реальности, то никаких оснований для подобного поведения у нее не было, скорее всего, так как нам не показали тех факторов, которые могли бы выступить мотивами для столь отчаянных мер (например, неблагополучную семью, явную психологическую аддикцию или одержимость модельным бизнесом), она вернулся бы к привычной жизни.

Автор точно хотел поместить героиню в проблемную ситуацию, но, не знал, как. Далее, ни коим образом не раскрывается ее превращение из серой мышки в раскрепощенную стерву. Превращение показано бегло, при помощи ряда сменяющих друг друга коротких ситуаций: вот удачная съемка, вот она встречается с фотографом, вот она решает быть стервой, вот ей плохо. Никакого исследования тут и в помине нет. Почему-то нас не вводят в контекст ее профессиональной подготовки, не показывают то, как она учиться различным приемам, как она готовится к фотосессии, абсолютно не раскрыта рабочая среда, все очень скомкано и поверхностно.

Психоз наступает очень неожиданно и смотрится смешно, опять же не наблюдается достаточного основания для столь мощного расстройства, в той ситуации, в которой находится Эмма точнее бы смотрелась банальная апатия, или депрессия, но явно не психоз. Персонаж должен был стремительно меняться в психологическом плане, иметь четкие профессиональные ориентиры, талант, ум и быстро растущее самомнение, которое, в итоге, привело бы его к тотальному краху и одиночеству, а получилось наоборот -  невнятный персонаж с плохо продуманной мотивацией и явным скудоумием.

Шейн Уайт (Эд Скрейн) – известный фотограф, это благодаря ему Эмма завалила свою первую фотосессию. Персонаж такой же невнятный, как и главная героиня, он обязан быть твердым и уверенным в себе профессионалом и неотразимым соблазнителем, ведь это часть его работы, при этом он должен легко управляется с любым материалом (моделями), получился же странный папаша одиночка.

Второстепенных персонажей никто даже и не думал раскрывать, остается загадкой для чего вообще нужен был домовладелец, в квартире которого живет Эмма (видимо только для того, чтобы его ткнули ножом) или странная сюжетная линия с соседкой по комнате. Одним словом, вышли ужасно проработанные персонажи.

 

Профессиональная среда

Ее, можно сказать, вообще не показали. Режиссер зачем-то сосредоточился на второстепенных аспектах повествования: отношения Эммы и Шейна, походы в ночные клубы, домашняя обстановка, душ (зачем?!), скудные переживания героев, и, самым странным образом, урывками и кусочками, во всем этом присутствует модельный бизнес.  

Не показали нам ни инсайдерских особенностей гримерок, ни профессиональных привычек или юмора, ни способов подготовки к деятельности, ни саму деятельность, ни, что важнее всего, те деформации, которые работа накладывает на героев. А раскрыть выше указанные особенности модельного бизнеса надо было через отношения героев с миром и друг с другом. Например, показать то, как Шейн и Эмма ссорятся на профессиональной почве, как по мере обретения опыта у героини меняется взгляд на окружающую действительность, как она осваивает профессию в бытовых условиях и т.д.  Вместо всего этого, режиссер цепляется за какие-то глупейшие стереотипы о том, что большой город всех ломает, моделями становятся только закомплексованные дурочки, а дизайнеры и фотографы – это сборище идиотов, наркоманов, похотливых уродов и подлых баб, которым в свое время посчастливилось заиметь пару важных знакомств.

Вывод

Мадс Матиссен как будто снимал фильм с закрытыми глазами, такое количество недочетов и глупых ошибок видно даже тем, кто ничего не знает о модельном бизнесе. Неправильно расставленные сценарные акценты и психологическая недостоверность персонажей заводит фильм, и смотрящего его зрителя, в тупик. А странная логика повествования вызывает различные вопросы. Например, почему, переспав с представителем компании «Шанель» (причем с очень важным представителем), Эмма не вцепилась в него мертвой хваткой? Или зачем Шейн выбирает такую странную тактику общения с моделями, он давит на них, что совсем не помогает им раскрепоститься? Почему модель, которая завалила свою первую фотосессию, зовут на следующий день сниматься для обложки L’officiel? И это только малая часть тех недочетов, которые мне удалось обнаружить, и я уверен при детальном и глубоком анализе их окажется еще больше. Фильм явно вышел неудачным и непродуманным во всех аспектах. А, если убрать из картины весь профессиональный контекст получится типичная подростковая бытовая драма.

Коротко о фильме: Плохая профессионально-психологическая драма.