Линия Мельеса

Путешествие в Миктлан: анализ фильма «Выживший»

Прежде всего надо сказать, что «Выживший» не совсем верный перевод, как с точки зрения прямого значения слова, так и с точки зрения смысловой точности названия. Вернее было бы перевести –  «Вернувшийся с того света» или «Путешествующий между миром живых и миром мертвых». Concepture публикует подробный анализ фильма «Выживший». 

Он снимает жанрово разнообразное, структурированное и символически точное кино (исключением, возможно, является картина «Красивый» 2010 года). Символическая точность и структурированность работ Иньяритту сосредотачивается в двух самых главных планах: техническом и художественном. Так, например, каждая из частей трилогии о смерти (Сука-Любовь, 21 грамм, Вавилон) сильно отличается от предыдущей, в то же время логически  дополняя друг друга.  Что же в итоге? А в итоге мы имеем своего рода стереоскопический взгляд на смерть с позиции: любви/ненависти; ясности/туманности, случайности/закономерности. Столь же примечателен в этом отношении и фильм «Бердмен» (2014), который представляет собой инсайдерский взгляд на Голливуд глазами актера. Это местами сюрреалистичный, а в целом трагикомичный рассказ о Голливуде и профкретинизме в актерской среде.   

А теперь давайте попытаемся разобраться в фильме «Выживший», и в его весьма тонком, почти незаметном символизме. 

Работа над проектом шла с  2001 года: несколько раз менялись режиссеры и актерский состав.  Началось все с приобретения Акивой Голдсманом прав на неопубликованную рукопись Майкла Панке «Возвращенец», сценарий по которой был написан Дэйвом Рабе. Поначалу к проекту привлекался Пак Чхан Ук, который видел Сэмуюля Л. Джексона в главной роли, но что-то не срослось. И вот в 2010 году, если мне не изменяет память, за проект берется Иньяритту, который приглашает на главные роли Ди Каприо и Шона Пенна. Но! Снова стоп-кадр: Пенн в это время снимается в другом фильме, а Иньяритту вовсю занимается съемками «Бердмена».  В марте 2013 года Иньяритту, сразу после окончания работы над «Бердменом», возвращается к работе над «Выжившим», с бюджетом которого на протяжении года была куча проблем (сначала выделили 30 млн, затем 60, в итоге жадных продюсеров дожали и окончательный бюджет составил 135 млн долларов). Ближе к середине 2014 года к съемочному процессу присоединился Том Харди. Далее возникли новые проблемы, на этот раз связанные не с жадностью продюсеров, а с капризностью природы. Официально съемки завершились в августе 2015 года.

Рассмотрим аспект технического воплощения. Фильм был снят в хронологическом порядке, при естественном освещении, без рир-проецирования [использования «Синих» и «Зеленых» экранов]. Съемки проходили в Канаде, Британской Колумбии и Аргентине. Не применялась жанровая цвето-кодировка, цвета вышли тускловатые именно из-за условий, в которых снимался фильм. Имеется большое количество общих и крупных планов, которые призваны показать контраст между социальным аспектом происходящего и ничтожностью онного в природном масштабе. Благодаря минимализму декораций остро ощущается реализм происходящего на экране. Есть небольшие недочеты в плане поведения персонажей с точки зрения практичности. Например, были ситуации, когда они совершенно без надобности шли по лужам или по какой-то неведомой причине не запасались едой, хотя это реально можно и нужно было сделать (сцена поедания умирающего бизона). Но это мелочи. Также важной деталью является немногословность персонажей, призванная лишний раз подчеркнуть их суровый исключительно деятельный характер. Общая задача с технической стороны, на мой взгляд, выполнена полностью: фильм снят максимально естественно, просто и понятно. Особенно хочется отметить работу Эммануэля Любецки. Великолепно! Столь мастерски снятых крупных планов я не видел давно. 

В самом начале статьи я отмечал, что название фильма вернее переводить как «Путешествующий между миром живых и миром мертвых». Я говорю путешествующий, а не возвращающийся именно потому, что на протяжении всего фильма Хью Гласс выступает центральным звеном, перемещающимся то в одну символическую область то в другую.  

С чего это? – спросите вы.  

Сейчас я все последовательно объясню: 

На самом деле «Выживший» - не совсем про месть и совсем не про выживание, а про мистическое путешествие между миром живых и миром мертвых, основанное на ряде универсальных культурных мотивов 

  • Процесс инициации человека - второе рождение (главный герой в буквальном смысле восстает из могилы и заново учиться говорить и ходить). 
  •  Связь человека с миром мертвых – осознание глубокой связи между жизнью и смертью. 
  •  Совершение путешествия из мира мертвых в мир живых – в течении всего фильма Хью Гласс находится на грани смерти в физическом (жестокие природные условия и физическая неполноценность) и духовном (постоянное присутствие призрака умершей жены, а во многих языческих культурах души умерших родственников считались вестниками смерти) смыслах. 
  • Осознание своей смертности – постоянный возврат на протяжении всего фильма к фразе произнесенной женой Гласса – «В ненастный день, когда ты стоишь под деревом [имеется ввиду Древо Жизни] глядя на ветви ты думаешь, что оно упадет, но если посмотришь на основание – то оно недвижимо [то есть неизменно]». Образ Древа Жизни, которое связывает Мир Живых (ветви) с Миром Мертвых (корни) один из самых древних в человеческой культуре.  

Именно поэтому главной идеей фильма является не месть за смерть близкого человека, а идея соблюдения баланса, в частности замыкание круга мести (месть нельзя игнорировать так как это важный сюжетный элемент), что мы и наблюдаем в конце Хью Гласс не убивает (так как осознал сакральную природу жизни и ее неразрывную связь со смертью) Фицджеральда, а сталкивает его в реку, переправляя его на «другой» берег в Мир Мертвых (у индейцев река считалась одним из способов попасть в Мир Мертвых). Важно отметить удивительно точный посыл, который Иньяритту проводит через всю картину, он прямо и неприкрыто отождествляет Мир Мертвых с миром культуры, то есть с индейцами, а Мир Живых с миром цивилизации, указывая нам на главную проблему взаимосвязи цивилизации с культурой – цивилизация подавляет и убивает связь культуры с природой, а значит убивает и саму культуру.   

Помимо всего прочего есть еще два второстепенных мотива: 

  • Столкновение традиционного общества с цивилизацией – не зря сюжетной завязкой для фильма явилась индустриальная претензия цивилизованного общества на девственную целостность природы, которая охраняется и сакрализируется традиционным культурным обществом индейцев в силу их прямой зависимости от природных циклов. В фильме нас отсылают к этой позиции в короткой фразе, произнесенной вождем индейцев в диалоге с французом – «Вы приходите на наши земли, разоряете их, нарушаете все законы [причем не уточняется какие законы]».  

  • Идея отсутствия философского основания веры в условиях выживания – короткий диалог с простой моралью «Бог – это еда» Джима Бриджера и Джона Фицджеральда. 

Итак, в символическом плане «Выживший» есть не что иное, как мистическая история об осознании неотвратимости смерти и ее тесной (неразрывной) связи с жизнью. 

 

Ну, тут все просто. Актерский состав очень небольшой и лично я могу выделить три роли: 

  • Леонардо Ди Каприо в роли Хью Гласса. Ему досталась самая сложная роль, потому что за весь фильм его персонаж произносит не более 2-3 десятков слов, а количество переживаний которые нужно выразить одним лишь молчанием зашкаливает. Справился ли Ди Каприо? Определенно. У него получился сильный, немногословный и жесткий, но не бесчувственный  герой, а самое главное принципиальный. 

  • Конечно же Том Харди. Он частенько играет людей одномерных, одержимых какой-то идей и эта роль не исключение – Джон Фицджеральд получился отменным уродом, беспринципной жестокой скотиной, одержимой жаждой наживы. Сыгранно, как всегда, отлично (Том Харди же). 

Донал Глисонcын знаменитого Брендана Глисона. Я видел его в нескольких ролях в отличных фильмах («Железная Хватка», «Фрэнк», «Из машины», «Голгофа») и он мне очень понравился. Глисон везде разный, а тут я его вообще не узнал, пока не посмотрел актерский состав. Молодец, Донал.​​

«Выживший» оказывается цельным проектом в техническом и символическом плане, а Иньяритту, как обычно (помним, что фильм «Красивый» не в счет), оказывается молодцом. Отличное во всех смыслах кино: с прекрасной актерской игрой; с тонким подчас совсем незаметным юмором и чудесными кадрами дикой природы. Что примечательно, жанрово фильм весьма трудноопределим, я бы ни за что не назвал его вестерном.  

P.S. Многие критики сочли фильм чересчур натуралистичным и жестоким – мол, кишки выпускают, в тушах животных спят – с чем я, конечно, категорически не согласен. Этот фильм не жестокий, потому что жестокость - это нерелевантное ситуации агрессивное поведение. В «Выживший» же это исторически обусловленный быт, а не агрессия. Нет тут жестокости, только бытовая необходимость во всей ее полноте.

Коротко о фильме: сложно и завараживающе 

Рекомендуем посмотреть:

1. А.Г.Иньяритту – «Сука любовь» (2000);

2. А.Г. Иньяритту «Вавилон» (2006);

3. А.Г. Иньяритту «Красивый» (2010).