«Как это устроено»: Что такое апокалипсис и как его встречать?

«Как это устроено»: Что такое апокалипсис и как его встречать?

Религиозные пророчества о конце света по-прежнему волнуют умы исследователей, подтверждением чего является недавно вышедшая в Германии книга крупнейшего современного медиевиста Йоханесса Фрида «Судный день. История конца света». Concepture, в свою очередь, тоже решило задаться вопросом: как современным людям представляется апокалипсис и каким он должен быть на самом деле?

Сегодня слово «апокалипсис» произносится современными людьми намного чаще других религиозных терминов. На многие исторические события, политические и экономические  изменения в мире мы привыкли смотреть именно как на апокалипсис, подразумевая под этим словом гибель мира, каким мы его знаем, вследствие глобальных природных или социальных катаклизмов. При этом первоначальный смысл этого сугубо религиозного феномена упрощается и искажается. «Апокалипсис» – это заключительная часть Нового Завета, данная Иоанну Богослову как Откровение Христа о конце мировой истории, Дне Гнева и Суда, который сопровождается вторым пришествием Христа, воскресением мертвых, победой над Дьяволом и установлением вечного Небесного Царства, «нового неба и новой земли», как пишет автор «Апокалипсиса».  

Как пишет Фрид в своей новой книге, идея конца света и суда над душами – идея сугубо западной культуры, существующая только в еврейской и христианской религиозной традиции. В языческих культах, в буддизме, индуизме и других верованиях такого мотива мы не найдем, поскольку они представляют мировую историю цикличной, не имеющей конца. С христианством же появляется новая модель времени – стрела, которая стремится в конечную точку, которой и является гибель материального мира и установление небесного. Например, у древних греков или кельтов конец света носил временный характер, так как мир обязательно должен был возродиться, знаменуя начало нового цикла. Стоит сказать, что идея уничтожения мира есть и в еще одной авраамической религии – Исламе, о чем Фрид не упоминает. Коран так же повествует о том, что в последний день Аллах уничтожит Землю и свершит суд над людьми.

Интересно, что Откровение, записанное Иоанном Богословом, вовсе не было пронизано апокалиптическим настроением в нынешнем смысле. Поколения первых христиан жили в непосредственном ожидании конца света и возвращения Христа. Это было отнюдь не тягостным ожиданием, а грядущим радостным событием. Любой из ранних христиан воспринял бы желание оттянуть апокалипсис как желание умалишенного человека. Апокалиптическое мышление христиан только со временем приобрело скептический, аналитический, а также утопическй характер.

Несмотря на то, что Иоанну не была сообщена точная дата конца света, его ожидали со дня на день, что было обусловлено, видимо, конкретными историческими неурядицами с еврейским народом. Сам Иисус говорил о том, что уже его апостолы смогут дождаться второго пришествия. А Иоанн Богослов пишет только о том, что это случится скоро: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко». 

Иоанн рисует довольно страшную картину гибели мира. «Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла. Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи. И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!». 

Немногие из современных христиан могут всерьез и буквально воспринимать пророчество Иоанна. В связи с этим особенно интересно, что именно современная наука реабилитировала апокалипсис. Поскольку мы знаем, что солнце увеличивается, что в космосе мимо нас проплывают тысячи метеоритов, воздействие которых может уничтожить почти всю жизнь на земле, вековые мистические прозрения евреев и христиан вдруг оказались вполне возможным будущим.             

Автор: Вячеслав Шильке
920