«Теории»: Я, ты, оно. Диалогический персонализм Мартина Бубера

«Теории»: Я, ты, оно. Диалогический персонализм Мартина Бубера

Мартин Бубер - один из самых значительных и оригинальных религиозных мыслителей XX века. Concepture публикует заметку, посвященную его философии диалогического персонализма.

Я, ты, оно: диалогическая система М.Бубера

Центральным понятием философии Бубера является диалог. Диалог – это способ бытия человека посредством установления отношения с Богом и с миром. Именно в диалоге человек обретает свое подлинное Я и смысл своего существования. В диалоге преодолевается одиночество и отчужденность, размыкается экзистенция и человек открывается миру, обживая его как дом.

Работа, в которой диалогическая философия Бубера достигает своего наиболее емкого и яркого выражения, называется «Я и Ты».  Она представляет собой композицию блестящих афористических текстов (в лучших традициях Ницше и Кьеркегора), в которых Бубер очерчивает контур проблем человеческого бытия и предлагает свои варианты его депроблематизации. В отличие от классической философской традиции, исходившей из монологического бытия трансцендентального субъекта, по отношению к которому мир выступал в качестве производной, Бубер принципиально определяет сущность человека как перманентную соотнесенность с чем-то или с кем-то.

По Буберу, существует 2 вида диалогической связки (2 пары основных слов): Я-Оно (что-то) и Я-Ты (кто-то). В случае первого отношения (Я-Оно) мир является человеку в качестве бездушного набора объектов. В случае же отношения Я-Ты между человеком и миром устанавливается живая со-причастность. Как пишет сам Бубер: «Если я предстою человеку как своему Ты и говорю ему основное слово Я-Ты, он не вещь среди вещей и не состоит из вещей... Пока надо мною простирается небо Ты, ветры причинности смиряются у ног моих, и вихрь рока стихает...Ибо Ты больше, нежели опыт Оно. Ты открывает больше, ему дается больше, чем может изведать Оно. Ничего неподлинного не проникнет сюда: здесь колыбель Действительной Жизни».

Три сферы диалогических отношений

Бубер выделяет 3 сферы, внутри которых человек может вступать в диалогические отношения с миром:

1) Жизнь с природой. «Здесь отношение колеблется во мраке, не достигая уровня речи».

2) Жизнь с людьми. «Здесь отношение открыто и оно оформлено в речи».

3) Жизнь с духовными сущностями. «Здесь отношение окутано облаком, но открывает себя, оно не обладает речью, однако порождает ее».

«Окутанность облаком» следует понимать как общение-в-молчании. Молчание не тождественно тишине. И в природе есть тишина, но молчание свойственно лишь говорящим. Хотя внешне, по своему акустическому составу, молчание тождественно тишине и означает отсутствие звуков, по смыслу молчание гораздо ближе разговору, поскольку все-равно подразумевает обращенность сознания молчащего на что-то. То есть, молчание всегда что-то сообщает (многозначительное молчание).

Важно понять, что человек по своему выбору может устанавливать отношения Я-Оно или Я-Ты во всех 3 сферах. Таким образом, связка Я-Ты не является исключительной привелегией общения с людьми. Увидеть Ты можно не только в человеке, но и в другом живом существе и в неживом предмете. Вот, что пишет по этому поводу Бубер: «Иногда я смотрю в глаза домашней кошке. В этом взгляде проступает нечто от изумления и вопроса – чего совершенно нет в тревожном взгляде неприрученного зверя. Эта кошка начинала обязательно с того, что своим взглядом, загорающимся от моего прикосновения, спрашивала меня: «Возможно ли, что ты имеешь в виду меня? Правда ли, что ты не просто хочешь, чтобы я позабавила тебя? Разве тебе есть дело до меня?» Только что мир Оно окружал меня и зверя; потом излилось из глубин сияние мира Ты – пока длился взгляд – и вот уже оно погасло, потонуло в мире Оно». Бубер пишет о подобной встрече (Я-Ты) и с куском слюды, при взгляде на который «некто подымается из вещности, живой, и становится существом для меня, и направляется ко мне, в близость и в речь». Когда же человек смотрит на вещи просто как на вещи (Я-Оно), лишь познавая их свойства и используя в своекорыстных целях, не считаясь с их собственным бытием, для него остается закрытым существование во всей его целостности.

Главный вывод, который делает Мартин Бубер, гласит, что свободным человек может быть только в мире Ты, так как в мире Оно господствует причинность. Однако это не значит, что можно обойтись без мира Оно. Поскольку Мир Ты существует исключительно в точке «здесь и сейчас», а человек не способен жить только в настоящем, он нуждается в мире Оно, который есть все прошедшее и упорядоченное, размеченное пространственно-временными координатами. «Таким образом – заключает Бубер – человек не может жить без Оно, но тот, кто живет только с Оно, – не человек».

Рекомендуем прочесть:

1. Мартин Бубер – «Проблема человека».

2. Николай Бердяев – «Я и мир объектов».

3. Ойген Розенштюк-Хюсси – «Речь и действительность».

 

Автор: Алибек Шарипов
1238