«Как это устроено»: Через мышление к мыследеятельности. Как развивался московский методологический кружок?

«Как это устроено»: Через мышление к мыследеятельности. Как развивался московский методологический кружок?

В конце 50-х годов XX века Г.П. Щедровицкий создал уникальную научно-философскую школу, получившую название «московский методологический кружок» (ММК). Concepture публикует небольшую статью об этапах развития этой школы.

В СССР во всех сферах общественного сознания господствовала идеология марксизма. Она подменяла собой подлинное мышление, что не могло не вызвать реакцию протеста в среде думающей молодежи. Одной из самых мощных альтернатив, предложенной в рамках этой протестной реакции, был московский методологический кружок, созданный Г. П. Щедровицким. В нем впервые с предельной остротой был поставлен вопрос о природе, сущности и функциях мышления, его месте в системе социальных отношений. В развитии ММК можно выделить 4 основных этапа:

1

Этап предыстории, в рамках которого происходило первичное нащупывание основных идей и подходов. По времени этот этап длился с 1954 по 1958 год. По форме и содержанию работы первый этап представлял собой исследование разных видов научного мышления, включавшее в себя коллективные обсуждения, главным требованием которых был жесткий контроль за логикой движения мысли участников.

На втором этапе исследование мышления уступает место методологической работе, сущность которой заключалась в построении норм деятльности. Главным здесь становится конструирование реальности с помощью схем и понятий. Вырабатывается концептуальный базис, обосновывающий методологическую работу. Главное отличие второго этапа от первого состоял в переходе от предметной позиции к методологической. Участники ММК от специфики объекта познания переключили фокус внимания на способы, которыми объект познается. Например, от исследования психики, чем занимается психолог, к анализу того, как психолог мыслит и работает, какими понятия пользуется, какие идеалы науки исповедует, какие задачи решает психологическая наука и что это такое. В этот период была осуществлена плодотворная работа  по анализу мышления, деятельности, понятий, ситуаций и перестройке их рефлексивных содержаний.

Первые два этапа объединяло то, что конечным результатом работы стало создание программы исследования научного мышления с целью не только понять его природу, но и выработать четкие критерии для реформирования современного мышления. При этом изучение мышления понималось, в значительной мере, как исследование по образцу естественной науки. Формулируются тезисы, что логика – это эмпирическая наука, а мышление – это процесс и мыслительная деятельность, которые подлежат моделированию и теоретическому описанию.

3

На третьем этапе ММК направление методологической работы берет курс на конструирование организационно-деятельностных игр (ОДИ), как наиболее оптимальную форму реализации в практике теории деятельности. Задача построения теории мышления сменяется на построение теории деятельности. В ходе работы деятельность стала пониматься как особая реальность, позволяющая развивать предметное мышление и переносить знания, полученные при изучении одних типов мышления, на другие. Важно понять, что ММК занималось изучением не конкретных видов деятельности, а деятельностью как таковой. Благодаря этому стала возможной выработка универсальных организационных схем деятельности, применимых на практике в любой специализированной предметной области. В частности была сформулирована пятичленная структура деятельности ( «задача», «объект», «процедура», «средства», «продукт») и необходимость кооперации различных позиций в деятельности («практика», «методиста», «ученого», «методолога»).

На этом этапе ОДИ становятся доминантной формой деятельности ММК. В рамках ОДИ осуществляется построение схемы мыследеятельности, особого вида деятельности, представляющего собой синтез мысли и действия. В ОДИ принимали участие специалисты из разных областей знания. Их ставили в жесткие искусственные условия, которые позволяли распредмечивать их устоявшееся мышление. Несмотря на жесткое требование методологической ориентации, со временем организаторам ОДИ пришлось переводить их в более диалогический режим. Было признано право участников на свою точку зрения, которая однако, затем должна была вводится в общее поле коммуникации и там совместно прорабатываться. Примерно в таком контексте и возникло понятие «мысли-коммуникации», потянувшее за собой необходимость очередного пересмотра методологической работы.

В концепции «мыследеятельности», сформулированной ГП. Щедровицким в начале 80-х гг., мышление понималось уже как подсистема в схеме мыследеятельности, включающей в себя «пояса» коллективно-группового мыследействия, мысли-коммуникации и чистого мышления. Новая реальность была названа мыследеятельностью, вероятно, потому, что в ОДИ, с одной стороны, решались познавательные задачи, то есть, осуществлялось мышление, с другой – происходило программирование и организация мышления всех участников игры, что по традиции понималось как деятельность. Тем самым был сделан важный шаг – задана новая рамка для изучения мышления и деятельности, указан их контекст.

Вклад Щедровицкого в развитие культуры мышления страны трудно переоценить. Он создал и направил мощное интеллеткуальное движение, которое не окончилось и с его смертью. В рамках движения ММК выходит методологический и игротехнический альманах КЕНТАВР, публикуются работы Г. П. Щедровицкого, проходят ежегодные «Чтения», посвященные его памяти, работают несколько методологических семинаров и сайтов, проводятся методологические дискуссии.

Рекомендуем прочесть:

1. Г. Щедровицкий – «Московский методологический кружок: развитие идей и подходов».

2. Г. Щедровицкий – «Я всегда был идеалистом». 

Автор: Алибек Шарипов
574