Образование

«Как это устроено»: Безграничный и темный. Как устроен Хаос?

«Как это устроено»: Безграничный и темный. Как устроен Хаос?

Когда в детстве мы читали «Легенды и мифы Древней Греции», наше сознание скользило мимо первой фразы «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос». Нас больше интересовали деяния богов и героев. Но ведь боги и герои – это следствие, а не причина. Поэтому Concepture предлагает взглянуть на первоисток в полупоэтической форме. 

Почему нельзя понять Хаос?

Попытка современного мышления дать ответ на вопрос «что такое Хаос?» сталкивается с определенными трудностями. Во-первых, Хаос – это не логическое, а мифологическое понятие. Да и не понятие вовсе. Хаос – это основная мифологема. Можно даже сказать, что Хаос – это сам миф, мифичность как таковая; то, что делает миф мифом.

Поэтому давать Хаосу дефиниции и точные предметные характеристики по большому счету бессмысленно. Невозможно понять (прочувствовать) существо Хаоса, не обладая аутентичным мифологическим мышлением. Как писал Фридрих Юнгер: «Наше мышление – это не мышление мифа, это мышление о мифе. Мы не мыслим то, что мыслил древний человек; мы только осмысляем то, что он мыслил». 

Наиболее адекватный способ передать смысловые характеристики Хаоса – это феноменологически-поэтическое описание. Именно потому, что в поэзии, как отмечал Хайдеггер, по-прежнему сохраняется исконный способ мышления бытия.

Как понимали Хаос древние?

Древние понимали Хаос различными способами, например, как пустое безмерное пространство, или как лишенную всяческих форм первоматерию, или как вечно зияющую Бездну. Однако следует помнить, что все это – односторонние способы рассмотрения, которые не исчерпывают все смысловое содержание Хаоса.

Прежде всего стоит отметить, что Хаос не мертв, а жив. Хаос находится в живом движении: он то покоится в недвижном безмолвии, то приходит в неистовое, безудержное волнение. Жизнь наличествует в Хаосе прежде Материи, поэтому жизнь появляется не из безжизненной материи, но наоборот, Жизнь производит Материю. Недаром древние люди воспринимали все сущее как живое (не просто одушевленное, а само по себе живущее).

Сущность Хаоса можно мыслить как круговое движение (круговорот), при котором все исшедшее из него, в него же и возвращается. В этом круговороте нет начала и нет конца. Становление Хаоса – безначально и бесконечно. Можно сказать, что Хаос и есть область изначального становления, которая замкнута в себе. Эта область едина и все, что совершается в ней, предстает в своем собственном свете.

Что же совершается в Хаосе?

То, что совершается в Хаосе похоже на смятение, на нераздельное, взаимопроникающее смешение. Содержание Хаоса нельзя обособить и упорядочить (то, из чего исходит порядок – не может быть само упорядочено). В Хаосе нет пола, а значит и нет разделения. Он объемлет и Мужское, и Женское; как Жизнь, так и Смерть. 

В принципе Хаос можно представить себе как Темное Начало (Темное не в смысле Плохое, Злое), которое не освещено никаким светом, но само заключающее в себе Свет. Хаос устойчив, но при этом не имеет какой-либо прочной сущности.

Как действует Хаос?

Важно понять, что в Хаосе нет ни творца, ни творения. И сам Хаос – это не Творец. Порядки и формы отторгаются из него, и он не препятствует этому отторжению. Когда из бесконечно плодовитого (чреватого) Хаоса исходят формы и образуются порядки, сам он от этого не умаляется (не уменьшается). Однако Хаос – не самодовлеющ. Он сохраняет связь со всеми своими производными и даже в некоторой степени зависит от их взаимодействий. Гесиод, например, отмечает, что огненное возникает в Хаосе в результате низвержения Зевсом огненного Тифона. Хаос всегда связан с Судьбой порядка (Космоса), исшедшего из него.

В Хаосе находится всё, в том числе и стремление выйти из Хаоса. Хаос не создает это стремление, оно просто присутствует в нем, выделяется из него и обретает форму. Таким образом, Хаос не творит (не создает) и даже не порождает сущее. Оно присутствует (содержится) в нем, а потом исходит (отторгается) из него. Будучи выделенным из Хаоса, то есть, обретя первичную форму, сущее начинает производить остальное сущее из себя. Такова, например, Гея – одна из первых сущностей, изошедших из Хаоса.

Чем сложнее оформляется сущее, тем к более сложным способам самосозидания оно начинает прибегать. Так уже олимпиец Зевс не порождает сущее (как это делали Уран и Кронос), а творит его. Свое творение Зевс осуществляет, украшая грубооформленное порожденное первичными сущностями сущее. Собственно говоря, Зевс создает Космос, потому что греческое слово «cosmeo» переводится как «украшать, делать красивым» (отсюда, кстати, слово «косметика»).

Основные характеристики Хаоса

Подводя итог этим полупоэтическим описаниям Хаоса, хотелось бы еще раз перечислить основные характеристики Хаоса, а именно: Жизнь, Единство, Круговое Движение, Безначальность и Бесконечность. Также сюда можно добавить Нерасчленимость (синкретичность). Хаос есть Нерасчленяемое и потому не-представимое, не-изобразимое. Нерасчленяемый Хаос превосходит всякие возможности изображения как такового. Хаос не являет собой никакого образа.

Хаос безвременен, но ему присущи пространственные параметры. Хаос не есть пространство, он вбирает и наполняет его. Хаос есть исконное пространство. В нем берут начало все виды формирования, все порожденное и порождающее, все оформленное и оформляющее.

Рекомендуем прочесть

1. Гесиод – «Теогония».

2. Гигин – «Мифы».