Образование

«Как это устроено»: И дольше века длится день. Мироустройство в индуизме

«Как это устроено»: И дольше века длится день. Мироустройство в индуизме

Индия по праву считается обителью духовной мудрости. В XX веке в ее лице Запад заново открыл для себя неиссякаемый источник различных учений. Тем не менее европейцу по сей день трудно постичь религию, чей пантеон насчитывает тысячи богов. Conceprture публикует статью, рассказывающую об устройстве Вселенной с точки зрения индуизма.

Система индуистской космологии относится к Солнечной системе, но не ограничивается ей. Согласно этой системе в начале кальпы (цикла) Брахма создает мир, в середине кальпы – Вишну поддерживает мир, а в конце кальпы – Шива его разрушает.

Кальпа – это время существования мира от соотворения до самой смерти. Оно насчитывает 12000000 божественных лет, или 4320000000 человеческих лет (1 божественный год равняется 360 человеческим). Для Брахмы же это время равняется одному Дню. В начале каждого Дня с пробуждением Брахмы возникают 3 мира, населенные дэвами (богами), асурами (демонами) и людьми. В конце каждого Дня все 3 мира погружаются в хаос (пралаю) и наступает Ночь Брахмы. В этом состоянии материя существует только в потенции, как чистая возможность своего восстановления. Ночь Брахмы длится столько же, сколько и День, то есть, сутки Брахмы составляют 8, 64 млрд. человеческих лет. Месяц Брахмы состоит из 30 суток (259,2 млрд. лет). Соответственно Год Брахмы длится 3 трл. 110 млрд. 400 млн. лет. В целом же Жизнь Брахмы длится сто брахма-лет (311 трл. 40 млрд человеческих лет), по истечении которых уже не только 3 мира, но и все сущее погружается в великий хаос (махапралаю), который длится еще сто брахма-лет. Затем появляется новый Брахма и процесс сотворения начинается заново. Нынешний Брахма находится на 51 году своей жизни и мир находится в кальпе, называемой «Швета-вараха».

Важно понять, что Брахма в системе индуизма не является Богом, но лишь творящим началом, которое создает Бог. По прошествии махапралаи Бог создает нового Брахму, и тот в свою очередь творит новый цикл. Также важно различать День Брахмы и Жизнь Брахмы. Первый означает мировой цикл, а второй – цикл космический. День Брахмы подразделяется на 1000 маха-юг (больших эр), каждая маха-юга означает один человеческий цикл, в свою очередь состоящий из 4 юг: Сатьи, Треты, Двапары и Кали, из которых первая является периодом расцвета, а последние три – периодами постепенной деградации. Вместе четыре юги длятся 4 320 000 лет. Сатья-Юга длится 1 728 000 лет, Трета-Юга – 1 296 000 лет, Двапара-Юга – 864 000 лет и Кали-Юга – 432 000 лет.

Также День Брахмы можно делить по манвантарам (цикл богов), коих в кальпе 14. Если одна махаюга (один полный человеческий цикл) длится 4320000 лет, то одна манвантара (один полный божественный цикл) длится 306720000 лет, то есть, 1 манвантара = 71 махаюге.  В каждой манвантаре мир, создаваемый заново, имеет своих богов и героев. В каждой манвантаре миром управляет Ману (наставник). В течение одного Дня Брахмы миром правят четырнадцать Ману. За каждой манвантарой следует Потоп, уничтожающий континенты и всех живых существ, за исключением тех, чье предназначение – вновь населить землю. Согласно индуистским источникам, мы живем в эпоху Ваивасваты Ману.

Таким образом, Космический Цикл длится 100 лет Брахмы, Мировой Цикл – 1 День Брахмы. День Брахмы состоит из 1000 человеческих циклов (махаюг) и 14 божественных циклов (манвантар). Это необходимо иметь в виду, приступая к изучению индуистских текстов, поскольку хронология описываемых событий может разворачиваться в разных махаюгах и манвантарах. Так, например, события, описываемые в Махабхарате, происходят в Трета-югу, а события Рамаяны – в Двапара-югу.

Принцип, согласно которому осуществляются циклы, называется карма. Карма – это сугубо онтологический принцип, заключающийся в причинно-следственных связях. Карма пронизывает и управляет всем мирозданием. Этому принципу подчинены как люди, так и боги. По большому счету, циклы представляют собой круговороты рождений и смертей. Эти круговороты происходят во всех трех мирах (мире демонов, людей и богов). Каждый из миров включает в себя три уровня: Бхур (материя), Бхувар (тонкая материя, астральный план) и Сварга (дух). Карма – это вселенский безличностный принцип, одинаково действующий во всех трех мирах. Но внутри самих миров действуют индивидуальные принципы Ахамкара (личность) и Кдма (желание), которые, конечно, подчинены Карме. Разумная личность (будь то демон, человек или бог), постигнув законы Кармы, управляет собой и своими желаниями в соответствии с ними. Это гарантирует освобождение от небходимости возрождаться с наступлением новой кальпы. Достигший освобождения попадает на один из четырех уровней, расположенных над тремя мирами и существующих на протяжении всей жизни Брахмы (то есть, не впадающих в пралаю в конце кальпы).

Конечная цель творения в индуизме – это достижение совершенства всеми живыми существами, что означает освобождение от воплощений и перерождений. В индуистской телеологии проявляется коренное отличие восточных религий от западных, а именно – пессимистический взгляд на сущее. В индуизме «быть» означает страдание, а «не-быть» – высшее блаженство. Непроявленное состояние мира в индуизме считается выше проявленного, потому что непроявленное – это всё, а проявленное – что-то одно. Другими словами Всевозможность Ничто круче ограниченной определенности Нечто.  

Рекомендуем прочесть:

  • 1. М. Мюллер – «Шесть систем индийской философии»
  • 2. А. Кумарасвами – «Мифы буддизма и индуизма»
  • 3. С. Чаттерджи, Д. Датта – «Введение в индийскую философию»