«Теории»: Познание, коммуникация, компенсация. Какими функциями обладает искусство?

«Теории»: Познание, коммуникация, компенсация. Какими функциями обладает искусство?

Искусство – неотъемлемая часть современной культуры. Но в чем его назначение? Concepture публикует статью об основных функциях искусства.

Теоретики искусства давно бьются над вопросом: зачем художник создает произведение, а общество его воспринимает? Изучение роли искусства в жизни общества от античности и до наших дней показало, что эта культурная практика отличается полифункциональностью. То есть нельзя сказать, что искусство ограничивается только одной функцией. В разные времена, конечно, могла доминировать какая-нибудь одна функция искусства, однако остальные при этом никуда не исчезали.

Преобразующая функция

Искусство – это, прежде всего, специфическая форма деятельности, поэтому первая функция связана с преобразованием реальности в процессе создания или рецепции художественного произведения. Как это происходит? Во-первых, искусство воздействует на человека идейно-эстетически, то есть оно способно формировать характер, мировоззрение и мироотношение человека, принадлежащего к определенной эпохе. Таким образом, между принципами искусства и сознанием в конкретный исторический период устанавливается взаимозависимость. Так, античное искусство формировало художественное понимание космоса, а искусство эпохи Возрождения помогало освободиться от строгих средневековых предписаний.

Творчество отдельных писателей приводило к созданию новых социальных структур, к историческим сдвигам, к переоценке общепринятых ценностей. Кроме того искусство еще и ценностно-ориентированная деятельность, поэтому оно призвано показывать человеку идеал, к которому должен быть приведен окружающий мир со всеми его наличными несовершенствами. Например, народное творчество с этой целью порождало героев с высокими устремлениями, болеющих за всех остальных людей. Любой русский богатырь – это образец мужества, патриотизма, самоотверженности. Преобразованием можно считать и возникновение в процессе творческого акта новой, художественной реальности при помощи воображения и материала (камень, дерево, краски, язык).           

Компенсаторная функция

Утешать может не только философия. По мнению некоторых теоретиков, искусство тоже выполняет компенсаторную функцию, то есть может утешать человека, примирять его с действительностью, давать ему состояние полноты бытия, недостижимую в реальной жизни. Так, Э.Морен в работе «Дух времени» отмечает, что «воспринимая художественные произведения, люди снимают внутреннее напряжение, порожденное бытовой средой, компенсируя таким способом монотонность повседневности». Гармония художественного произведения своеобразно отражается на внутреннем состоянии человека, отвлекая его от проблем и неурядиц, гармонизируя его отношения с собой и миром.

Искусство способно даже вернуть человеку потерянный смысл жизни, обновить его чувства, подвигнуть на важные действия. Красота, воплощенная в творении художника, обладает, можно сказать, магической силой: наполняет жизнь эмоциями и разнообразием. Если античное искусство основывалось на такой категории, как катарсис, то современное искусство способствует утешению, изображая страдания, которые претерпевают герои. Словом, чем тягостней жизнь литературного персонажа, тем больше она утешает читателя, показывая, что реальная жизнь может быть намного хуже.             

Познавательная функция

Искусство называют художественной формой освоения действительности, несмотря на то, что философия скептически относится к его познавательным возможностям (Платон исключил художников из идеального государства, а Гегель считал искусство низшей формой познания истины). Однако большинство современных исследователей признают за искусством большой познавательный потенциал. Например, из романов крупных писателей можно узнать об общественной жизни гораздо больше, чем из сухих изысканий представителей научного мира.

К тому же некоторые научные истины постичь во всей полноте помогает именно искусство. Через искусство постигается конкретно-чувственное содержание жизни, утверждается ее многообразие, открываются основные принципы бытия. С помощью искусства человек приобретает особый взгляд на реальность, а также повышает свой уровень образованности. Не зря Чернышевский называл литературу «учебником жизни», ведь она не просто ретранслирует какую-то информацию, а дает пищу для размышления, ведущего к самопознанию.     

Коммуникативная функция

Искусство выступает в качестве специфического средства общения, что часто подтверждалось его сравнением с языком, основная функция которого – коммуникативная. Сегодня искусство рассматривается как семиотическая система, а потому оно позволяет обмениваться смыслами и приходить к пониманию. Как и любой язык, любое искусство имеет свой код, свои правила «прочтения». Восприятие произведения обязательно предполагает обратную связь, в литературе, например, оно осуществляется в рамках схемы автор – текст – читатель.

Здесь жизненный опыт автора и реципиента сталкиваются друг с другом, реализуя и обогащая содержание произведения. Проще говоря, художник становится добрым собеседником, который делится своими мыслями, впечатлениями, опытом, и ожидает душевного отклика, соответствующей реакции от человека на другом краю произведения. Искусство способно приводить к единству отчужденных друг от друга людей и целые народы. Понимание искусства другого народа всегда было мостом между разными культурами, путем к мирному диалогу и сотрудничеству.     

Само собой, искусство не ограничивается этими функциями, поскольку еще служит передаче информации, формированию личности, ценностной ориентации и художественного вкуса, получению удовольствия и многому другому. В конечном итоге, предпочтение отдается тем функциям, которые помогают художнику осуществить свои специфические цели, а они у всех разные.

Рекомендуем прочесть:

1. В.Г.Вакенродер – «Фантазии об искусстве».

2. Р. Дж.Коллингвуд – «Принципы искусства».

3. П.Флоренский – «Избранные труды по искусству».

Автор: Вячеслав Шильке
976