«Как это устроено»: Что значит быть настоящим человеком? Смысл и типы инициаций
В связи с обращением исследовательского интереса в сферу архаических культур, в научном обиходе все чаще стало использоваться слово «инициация». Concepture публикует статью, отвечающую на вопросы «что такое инициация?» и «как она осуществляется?»
Несмотря на разночтение дефиниций, которые дают различные дисциплины, будь то психология, история или даже литературоведение, общий культурологический смысл инициации следующий: инициация – это система ритуалов (обрядовых действий), с помощью которых можно достичь радикального изменения экзистенциального и социального статуса субъекта инициирования. Субъект инициации, как правило, проходит некое испытание, по завершении которого он претерпевает существенное изменение, становится качественно другим. Исследователи выделяют 3 типа инициаций:
Коллективные ритуалы
Иначе их еще называют «ритуалы зрелости» или «племенная инициация». Эти ритуалы обязательны для всех членов общества, в котором они практикуются. Совершение этих ритуалов означает переход юноши к зрелому возрасту. Другие инициации, в отличие от ритуалов зрелости, не обязательны для всех членов сообщества, большая их часть совершается либо индивидуально, либо в рамках закрытой группы.
Ритуалы вхождения в тайные общества
Эти общества (или союзы), как правило, состоят из лиц одного пола и выполняют функцию эзотерического ордена, то есть, тщательно оберегают свои тайные знания. К наиболее известным тайным обществам относятся: массоны, ку-клукс-клан, тамплиеры, розенкрейцеры, если брать античность можно вспомнить орфиков, герметиков, пифагорейский союз и т. д.
Мистическое призвание
Речь идет о призвании знахарей и шаманов (феномен шаманской болезни). Особенностью этого третьего типа инициации является исключительная значимость личного религиозного опыта. Также в мистическом призвании имеет место особое экстатическое состояние, которого нет в ритуалах зрелости и вхождении в тайное общество.
Рассмотрим подробнее каждый из типов инициации.
Ритуалы зрелости
Инициацию зрелости от простой социализации отличает то, что новообращенный знакомится не только с нормами поведения, но также и с сакральными традициями племени: именами богов, историями сотворения мира. Неофит становится посвященным в мистические связи между племенем и сверхъестественными существами, которые были установлены еще в мифические времена (в глубокой древности). Смысл таких инициаций заключается в переходе от естественного способа существования к культурному.
Сценарий подобных инициаций довольно типичен, он включает в себя определенные драматические элементы, как то: расставание с матерью, удаление в лес, запрет на употребление многих видов пищи, обрезание, татуирование и т. д. Все это делается с целью помещения субъекта инициации в пограничное состояние, в котором он непосредственно сталкивается с угрозой смерти (дикие животные в джунглях, инфекция крови и т.д.). В такой ситуации у субъекта инициации остается только два варианта выбора: жизнь или смерть.
Если проходящий инициацию выбирает жизнь, он начинает активно бороться за нее, становясь гораздо сильнее и самостоятельнее. На символическом уровне такой тип инициации означает смерть слабого существа и воскресение его в новом более могущественном качестве. Порой испытания инициации превращаются в откровенные пытки. С инициируемыми обращаются как с призраками: с ними не разговаривают, их вымазывают глиной, чтобы они стали похожи на мертвых, им запрещают пользоваться руками и они становятся вынуждены есть пищу, не прибегая к помощи пальцев и рук, как это делают, по поверьям, души мертвых.
Тайные общества
Возникновение первых тайных обществ связано с тем фактом, что при инициации зрелости не всем кандидатам открывались глубинные сакральные знания. Это привело к тому, что обряд инициации превратился в многоступенчатый процесс. Чем выше ступень – тем труднее испытание. Поскольку мало кто мог выдержать интенсивные нагрузки высших ступеней, эта форма со временем неизбежно стала приобретать характер избранности. Немногочисленные посвященные стали объединяться и создавать тайные сообщества. Отличие проводимых ими инициаций состояло в ужесточении испытаний и усилении роли открывшихся в ходе инициации тайн.
Дело в том, что в понимании древних людей человек по-настоящему становится человеком лишь в той мере, в какой соответствует образцу, остановленному в назидание богами. Другими словами, настоящий человек (духовный человек) не есть результат естественного процесса, он «создается» в процессе посвящений, данных сверхъестественными существами и сохраненными в мифах. Те, кто постиг глубину посвящений на практике, становятся посвященными. Поэтому тайные общества (состоящие из посвященных) представляли духовную элиту древних обществ. Главная цель их деятельности состояла в передаче тайных знаний (знаний делающих человека настоящим человеком) новым поколениям.
Мистическое призвание
Согласно многочисленным этнологическим исследованиям в Сибири или Центральной Азии шаманом становится тот, кто заболевает и благополучно переносит так называемую «шаманскую болезнь». Она представляет собой мощный психический кризис, во время которого человека терзают духи. Эти духи выступают в качестве проводников инициации. В течение шаманской болезни человек проходит 5 этапов посвящения:
1
Пытки и расчленение тела.
2
Сдирание плоти пока тело не станет скелетом.
3
Замена внутренностей и обновление крови.
4
Пебывание в мире мертвых, во время которого будущего шамана обучают души умерших шаманов.
5
Вознесение на Небо.
Нетрудно заметить что логика инициации шамана идентична логике других типов инициации. Сначала человека резко вырывают из привычного окружения; затем подвергают нещадным испытаниями (чтобы закалить и сделать сильнее); после того как он достойно проходит испытания, ему открывают тайные знания. При этом опять таки речь идет о диалектике смерти и рождения: умирает слабое глупое ограниченное существо, рождается сильный ведающий мудрость предков шаман.
Так как шаман – это человек, осуществляющий посредничество между миром живых и миром духов, то содержание его инициации составляет ознакомление с именами и функциями духов, генеалогией клана, тайным языком и т. д.
Рекомендуем прочесть:
1. Рене Генон – «Заметки об инициации».
2. Виктор Тернер – «Символ и ритуал».
3. Арнольд ван Геннеп – «Обряды перехода».