Образование

«Теории»: Искусство и духовное несовершенство. Теория всеобщей контактности Элия Белютина

«Теории»: Искусство и духовное несовершенство. Теория всеобщей контактности Элия Белютина

Элий Белютин – самобытный русский художник и теоретик искусства XX века, сделавший попытку переосмыслить роль искусства в жизни, результатом чего стала разработанная им «теория всеобщей контактности». Concepture публикует основные положения теории Элия Белютина.

Всеобщая контактность

Замысел теории всеобщей контактности Элия Белютина хронологически можно отнести к периоду Второй мировой войны. Именно в эти годы Белютин, увлекшийся древнерусской литературой, впервые обнаружил внеэстетическую природу искусства. Позднее он вспоминал, что «чувствовал, что между пыльными синими листами трудов Макария и цветными париками на развороченной сцене в «Лесе» Островского есть прямая связь, что «Танец» Матисса и кубистические построения Пикассо это скорее нравственное выражение понимания человеком жизни, чем художественное». Это наблюдение будущего художника стало отправной точкой в создании интересной теории искусства.

В своих теоретических построениях Белютин исходит из того, что только в искусстве полностью реализуется духовная жизнь человечества. По Белютину, искусство – это чудовищная сила, способная превратить человека как в скота, так и в высоконравственную личность. Потребность в новой теории Белютин объяснял тем, что старые теории искусства считали искусство категорией эстетической, хотя на самом деле это, прежде всего, категория нравственно-морального подсознания человека. Поэтому смотреть на искусство как на созидание в высшей степени наивно, искусство обладает и мощной разрушительной силой, могущей расколоть целое общество.

Отсюда Белютин выводит и главную функцию искусства – познание человеком самого себя. И здесь он вступает в полемику с устоявшимися взглядами теоретиков, считающих искусство полезным из-за его эстетической и информативной составляющих. Но возможность познавать окружающий мир, историю, переживать, чувствовать, думать могут дать современному человеку и другие источники, такие как радио, телевидение, печатные издания, документальное кино и т.д. Да и любая информация в искусстве, как правило, подвергается искажению. Поэтому задача искусства не в изображении, а в воздействии. Белютин подчеркивает ошибочность такого взгляда на искусство.

Такая интерпретация, берущая свое начало в теориях ХVII – XVIII веков, обедняет содержание искусства, отводя ему роль «зеркала» нашей жизни, представляя его лишь одним из видов деятельности, когда по сути оно является формой жизни. Как на форму жизни на искусство как раз смотрит общая теория контактности, признавая за ним право «обращаться к морально-нравственному надсознанию человека, к тем внутренним организующим личность человека и человеческое общество устоям, от которых зависит и то, что мы называем культурой нации или народа, но и существование самого общества и государства».

Теория контактности базируется на том, что обращение человека к искусству обусловлено его потребностью в коммуникативном контакте. С виду этот контакт не соприкасается со сферой эмоций и нравственных идеалов, но при этом оказывает воздействие на них. К тому же при контакте человек не испытывает эстетического удовольствия (подтверждением чему может стать современное искусство) и не познает реальность. Познание замыкается на самом человеке, принадлежащем определенному времени.

В рамках теории контактности Белютин сформулировал несколько основных законов, объясняющих потребность каждого человека (в разной степени) в контакте с искусством. В контакте с искусством нуждаются все люди, только качество этого контакта зависит от множества условий (культурный, интеллектуальный, эмоциональный уровень; факторы внешней среды). Белютин пишет: «Теория контактности исходит из того, что искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека». Поэтому даже прорывы в науке Белютин объясняет контактом ученых с искусством, которое и дало им тот творческий заряд. В связи с этим сразу вспоминается Эйнштейн, черпавший вдохновение в романе Достоевского.

Законы общей теории контактности

1

Закон равновесия эмоционального подсознания. Согласно этому закону «человек обращается к искусству, стремясь обрести благодаря нему равновесие тому напряжению подсознания, которое создается в нем внутренней динамикой современной жизни». Это самый простой, первичный уровень контактности с искусством, который может даже быть заменен (и часто заменяется) различными спортивными зрелищами, дающими сильный эмоциональный всплеск. Однако это всего лишь аналог, и только искусство может дать человеку необходимую эмоциональную разрядку.

2

Закон доверия интеллектуального подсознания. Закон гласит, что обращение человека к искусству происходит «с целью установления с ним интеллектуального контакта, эмоциональной связи, которая аналогична связи доверия с другим человеком». На этом уровне контакта человеку уже недостаточно «низких» жанров (плакат, шлягер, джаз, хоккей, эстрада, оперетта), ему требуются более высокие, интеллектуальные формы (опера, графика, камерная скульптура).

3

Закон творческой потенции. По третьему закону искусство является источником творческой энергии, и «человек стремится замкнуть свою творческую потенцию, пусть самую незначительную, с творческой потенцией искусства, поскольку искусство представляет самое яркое проявление творческой потенции человечества». Это качество искусства (реализация творческого потенциала) позволяет говорить о нем, как о двигателе развития всего общества. Пластические средства искусства воздействуют на всю духовную организацию человека, независимо от его культурного уровня.

От законов общей теории контактности Белютин восходит к законам искусства, которые требуют от человека выявления 1) нематериального в сверх-материальном, 2) художественного смысла искусства и природы его языка, 3) средств связи, 4) внутреннего содержания, 5) комплексных средств воздействия на человека.

Формулирование этих законов приводит Белютина к важным выводам. Так, искусство не может существовать вне борьбы материала и идеи, только идейное преображение материала делает его художественно ценным. Искусство должно быть коммуникабельным, способным контактировать именно с современным ему человеком. Произведение искусства не может стать таковым, если не дойдет до сегодняшнего человека. Для каждой эпохи существуют свои изобразительные средства, эволюция искусства напрямую связана с нахождением новых средств для максимального воздействия на сознание современного человека. То есть, нет новаторства самого по себе, оно вторично. Все новые формы изобретаются под новые условия жизни, под нового человека. При этом содержание искусства должно обязательно присутствовать в произведении, быть значимым для всех людей, гуманистичным по своей сути. По Белютину, невозможно раз и навсегда определить специфику того или иного вида искусства, поскольку им свойственно трансформироваться по разным причинам.

Подвести итог рассмотрению теоретических воззрений Элия Белютина на искусство можно словами самого автора теории: «Теория контактности основывается на духовной дисфункции, испытываемой человеком в современном ему мире. Степени этой неудовлетворенности определяют и силу контактности с искусством, и меру потребности в последнем. Контактность в данном случае рассматривается как средство самовозбуждения человека зрелищем или творческим претворением художником окружающей действительности. Подобное самовозбуждение всегда связано с высвобождением творческой духовной эмоциональной потенции человека, которая во все времена угнетается природой, обществом и государством».

Рекомендуем прочесть:

1. Элий Белютин – «Жизнь. Творчество. Теория».

2. В.Кандинский – «О духовном в искусстве».