«Теории»: Сам по себе. Пять концепций одиночества

«Теории»: Сам по себе. Пять концепций одиночества

Одиночество представляет собой негативно окрашенное переживание на психологическом уровне, острую проблему – на социологическом, фундаментальный экзистенциал – на философском. Concepture публикует статью, посвященную различным теориям одиночества.

Грегори Зилбург. Одиночество и Уединенность

Последователь психоанализа Зилбург считал, что истоком одиночества является формирующийся в раннем детстве нарциссический комплекс, которому Фрейд дает такое определение «ребенок вытесняет любовь матери, ставя себя самого на ее место, идентифицирует себя с матерью и свою собственную личность принимает в качестве примера, исходя из схожести с которым, он выбирает себе новые объекты любви». Основная черта нарциссизма – аутоэротизм, направленность либидо на самого себя – делает практически невозможным установление психоэмоциональных связей с другими людьми. Человек как бы замыкается в своей любви к себе. Причиной формирования нарциссического комплекса может стать раннее потрясение ребенка, внезапно осознавшего свою беспомощность и зависимость от окружающих. Это осознание приходит вместе с осознанием радости от любви, направленной со стороны родителей. Как и многие другие чувства, любовь в психоанализе обладает амбивалентными характеристиками. С одной стороны ощущение того, что тебя любят, дарует чувство своей значимости и защищенности, с другой – указывает на принципиальную несамостоятельность и, следовательно, несвободу. Не желая смиряться с фактом своей ограниченности, ребенок формирует ложное чувство собственного всемогущества, зачатки которого можно проследить в детском эгоцентризме, а во взрослой жизни – в инфантилизме. Как отмечает Зилбург, «одинокий индивид, как правило, проявляет болезненную скрытность или открытую враждебность». Он как бы мстит окружающим за свою зависимость от них, осознание которой приходит к нему в раннем детстве. Из негативного полюса детского переживания впоследствии возникают отчужденность, враждебность и бессильная агрессивность. Зилбург различал одиночество и уединенность. Одиночество – это перманентное патологическое состояние, результат нарциссического комплекса, в то время как уединенность – нормальное преходящее настроение, возникающее вследствие отсутствия конкретной личности, с которой человек хотел бы вести общение.

Карл Роджерс. Несовпадение внутреннего и внешнего 

Анализ одиночества Карла Роджерса основан на его «Я-теории» личности. Согласно Роджерсу, общество вынуждает человека действовать в соответствии с социально-клишированными образцами поведения, которые так или иначе ограничивают его свободу. Это приводит к противоречию между внутренним (истинным) «Я» человека и внешними проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми (масками). В ходе разрешения этого противоречия человек постепенно устраняет защитные барьеры из масок на пути к своему истинному «Я». Одиночество возникает в том случае, если человек при этом считает, что его истинное «Я» не будет принято другими. Роджерс отмечает, что « будучи лишенными своей привычной защиты, люди становятся испуганными и уязвимыми, им кажется, что они будут отвергнуты всем остальным миром». Порой безосновательная уверенность в том, что их внутреннее «Я» будет отвергнуто другими, держит людей замкнутыми в своем одиночестве. Заслуга Роджерса состоит в том, что он показал связь между одиночеством и внутренним конфликтом. На основе его исследований впоследствии была выдвинута гипотеза о том, что несоответствие между действительным «Я» человека и его представлениями о своем «Я» разрешается в одиночество. Это несоответствие возникает в ходе трехэтапного порочного круга: 1) общество ограничивает человека, образуя противоречия между внутренним и внешним «Я» индивида; 2) индивид начинает устранять охранительные барьеры на пути к собственному «Я»; 3) Освободив свое «Я», он начинает думать, что ему будет отказано в контакте со стороны других, поэтому, чтобы не быть отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «масок», что и приводит к одиночеству. Роджерс не очень доверяет рассуждениям психоаналитиков о ранних влияниях в детский период на формирование личности. По его мнению, содержание опыта одиночества составляют текущие влияния, которые испытывает личность.

Ортега-и-Гассет. Одиночество как неотчуждаемость жизни

Для экзистенциальной философии характерно понимание одиночества не как чувства, возникшего в результате случайных обстоятельств жизни, но как необходимого свойства человеческого бытия, если угодно, способа существования «я». В этом смысле бытие личности изначально является одиноким, обособленным, даже если сам себя человек одиноким не чувствует. Другими словами, одиночество понимается как экзистенциал. Экзистенциал – это категория, которая выражает модусы бытия человека в его нераздельной связи с миром. Одиночество, как принципиальная характеристика человеческой экзистенции, раскрывается в двух аспектах, как «одиночество-неслиянность» и «одиночество-ответственность». О первом аспекте одиночества хорошо сказано у испанского философа экзистенциальной направленности Хосе Ортеги-и-Гассета. Он утверждает, что жизнь каждого из нас неотчуждаема, никто не может прожить нашу жизнь за нас. Человек не в силах отдать кому-то свое «я», чтобы кто-то другой претерпел боль, полюбил или что-то понял вместо него. Равно как человек не способен и присвоить себе чужое «я». Ортега пишет: «Человеческая жизнь в силу своей неотчуждаемости по сути есть изначальное одиночество. Одиночество вовсе не означает бытие одному- единственному. Одиночество предполагает, что я существую в мире, что мир есть – минералы, растения, животные, другие люди. И я должен налаживать отношения со всем этим, искать согласованности своего существования с другими существованиями, искать единства, но не такого, какое возникает у двух жидкостей, слитых в один сосуд, а единства принципиально неслиянных существований». Если говорить в терминах феноменологии, одиночество-неслиянность означает несовпадение персональных жизненных горизонтов. Каждый человек видит мир не «вообще», а только с позиций собственной перспективы (конкретного «здесь и сейчас»). Эта позиция не есть место в пространстве, которое может занять кто-то другой и начать видеть так же и то же, что и я. Эта позиция есть горизонт моего видения. То есть, разница заключается не в месте обзора, а в самом способе видения. Один и тот же предмет люди видят и оценивают по-разному, именно потому, что специфика образа предмета в восприятии зависит от особенностей персонального горизонта. Поскольку горизонт у каждого свой и обменяться ими нельзя, постольку невозможно и совершенно одинаковое понимание одной и той же вещи, но понимания разных людей могут приближаться друг к другу по мере сближения их горизонтов. Несовпадение горизонтов – еще одно доказательство изначального одиночества-неслиянности. 

Жан-Поль Сартр. Одиночество как ответственность

Об одиночестве-ответственности много рассуждал другой философ, а именно Жан-Поль Сартр. Он считал, что человек совершенно одинок в выборе своих действий. Будучи лишенным возможности перекладывать ответственность за свои решения, человек обречен осуществлять свой выбор сам, единолично. На возражения о том, что можно с кем-нибудь посоветоваться или попросить помощи, Сартр отвечает, что это не более чем уловки совести. На самом деле выбираю только я и нести ответственность за этот выбор только мне. Даже несмотря на то, что я встроен в иерархию социальных отношений и мне предписывается думать так-то и так-то, поступать так-то и так-то, в действительности это все лишь обстоятельства моей жизни, которые я могу приимать или не принимать. Основной тезис философоии Сартра гласит: «Человек обречен быть свободным». И в этой свободе человек оказывается одинок, потому что ее нельзя ни с кем разделить. Свобода в этом смысле оказывается не благом, а роковой неизбежностью. Всегда решать самому за себя – значит быть абсолютно одиноким в своем выборе. Важно понять, что в философии одиночество понимается не как отрицательное переживание или чувство, а как фундаментальный способ бытия, определяющий всю специфику бытия человека.

Карл Боумен. Три социальных фактора одиночества

В отличие от психологии , где причиной одиночества считается сам человек, некоторые представители социальной психологии возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество. Так, например, Карл Боумен в своих исслдованиях определил 3 социальных фактора, ведущих к росту и усилению одиночества в современном обществе:

1. Ослабление связей в первичной группе

К первичным социальным группам относятся общности, характеризующиеся высоким уровнем эмоциональных связей. Эти связи, как правило, имеет микрогрупповой характер. К первичным группам относятся: семья, школьный класс, круг друзей и единомышленников. Ослабление связей внутри первичных групп можно наблюдать на приме­ре прошлого века. В числе причин ослабления можно указать: увеличение темпа жизни, который старшее поколение не понимает, вследствие чего образуется зазор между поколениями (непонимание порождает одиночество); изменение общественных ценнос­тей и норм этики, произошедшее в результате социальных процессов (войн, революций, политических и экономических реформ).

2. Увеличение семейной мобильности

В современном обществе, в результате усиления феминистских тенденций и обострения гендерной проблематики, появились новые модели семей, в которых так или иначе смешаны ролевые функции (однополые браки, женщина-добытчик). Это приводит к невозможности создания некоего «идеала семьи», образца, могущего служить общим ориентиром в вопросах супружеской жизни. Как следствие – рост одиночества между людьми и даже внутри семей.

 

3. Увеличение социальной мобильности

Социальная мобильность в западных обществах отличается значительной скоростью и интенсивностью в экономической, профессиональной и политической сферах. Главным механизмом социальной мобильности является конкуренция во всех сферах обществ, в конце концов приводящая к отчуждению, как человека от своей работы, так и людей друг от друга. В экономической сфере происходят быстрые и интенсивные перемещения по вертикали и горизонтали, обусловленные разорением и безработицей одних и успехами и высокими заработками других. Горизонтальная социальная мобильность позволяет перемещаться большому количеству масс населения в поисках работы. В связи с высоким уровнем жизни в западных странах множество людей из других стран стремятся переехать туда жить и работать. Это приводит к формированию неоднородного культурного пространства. Неизбежно возникают ценностные конфликты. В конечном счете, уровень отчуждения, а вместе с ним и одиночества резко возрастает.

Рекомендуем прочесть:

  • 1. Н. Бердяев – «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения»;
  • 2. М. Мид – «Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры»;
  • 3. Дэниел Рассел – «Измерение одиночества». 
Автор: Алибек Шарипов
2670