«Теории»: Вещает Абрахам Маслоу. Что такое самоактуализация?

«Теории»: Вещает Абрахам Маслоу. Что такое самоактуализация?

Сегодня только ленивый не слышал про самоактуализацию. Этот термин уже стал притчей во языцех. Однако, если спросить человека о том, что же это такое, то ответ сообщит очень многое о человеке, но не прибавит ничего к пониманию сути понятия. Concepture берется за сложную задачу – доступным и понятным языком рассказать об истоках появления термина, его значении и структурных элементах.

Предвосхищая гуманистическую традицию

Начало прошлого века для психологии было ознаменовано развитием в рамках двух важнейших направлений: бихевиоризм и психоанализ. Психоаналитиков интересовали патологии, девиации, неврозы, психозы, обсессии и прочие – как называл их Маслоу, дефицитарные проявления психики. Бихеовиористы концентрировались, как уже понятно из этимологии слова, на поведенческих аспектах психологии. Гуманистическая же психологическая традиция находилась в зачаточном, донаучном состоянии. Неудивительно, что такие культурные феномены как добродетель, честность, искренность, созидательность, в общем все, что можно назвать проявлением истинного гуманизма, либо считались результатом борьбы двух структур психики – психоанализ, либо отрицались на корню – бихеовиоризм.

Не была еще сформирована универсальная психологическая этика и страшные антигуманные эксперименты были главным методом прикладного исследования и основной «достоверного» теоретического знания о психических процессах. Само собой разумеется, что в такой академической среде вряд ли представлялось возможным начать скрупулезное и тем более научно ориентированное изучение совершенно противоположных проявлений человеческой психики.

А.Маслоу читает лекцию в каком-то месте

Видимо, поэтому исследование бытийных феноменов Абрахама Маслоу началось с попыток молодого интеллектуала понять своих учителей: Рут Бенедикт и Макса Вертгеймера. Сразу стоит оговориться, что это не было научное исследование в строгом смысле слова, Маслоу просто наблюдал за своими наставниками и делал записи:

«По обычным стандартам строго контролируемого лабораторного исследования моя работа не была исследованием вообще. Я делал свои обобщения на основе выбранного мной самим определенного типа людей» – Maslow A. Self-actualizing and Beyond. – In: Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967

Продолжительное наблюдение за Бенедикт и Вертгеймером привело психолога к мысли, что он имеет дело не с двумя уникальными индивидуумами, а с определенным типом людей. Неожиданное откровение оказалось отличным стимулом и Маслоу стал искать схожие типические черты у других людей.

К сожалению, ни одно исследование не может претендовать на универсальность в силу ряда ограничений: побочных переменных, половозрастных показателей выборки, культурных различий и многих других факторов. Что Маслоу прекрасно осознавал и отмечал ограниченную релевантность своего исследования.

Причин тому несколько. Респондентами выступали пожилые европейцы и американцы, уже прожившие большую часть жизни и добившиеся значительных успехов, следовательно, не до конца понятным остается, насколько релевантны выводы в отношении молодых людей или, скажем, представителей других культур.

Но, справедливости ради, надо сказать, что у Маслоу и не было задачи провести строгое научное исследование, скорее, он намечал некоторые парадгимальные ориентиры, способные повлиять на сложившуюся научную традицию. И все же, что конкретно удалось сформулировать молодому психологу?

Из чего складывается самоактуализация?

И вот, через маленькое гуманистическое окошко, прорубленное в стене существующей научной традиции, начинают проглядывать первые лучики новой психологической парадигмы. Первое, что Маслоу отмечает как характерную черту самоактуализирующихся личностей – это «подлинное научение», которое логично противопоставляется «внешнему научению». Подобная дихотомия неслучайна, и имеет под собой определенную цель – таким образом Маслоу пытается отсечь тот корпус представлений, который был сформирован за недолгую историю теории научения и совсем не помогает в деле понимания самоактуализирующейся личности.

Так чем же отличается «подлинное научение» от «внешнего»? «Внешнее научение» – бихевиористское понятие, в самом худшем смысле этого термина. Данное понятие исключает саму возможность внутреннего усилия. Это «просто усвоение еще одной ассоциации или нового умения» – пишет Маслоу. Противовесом ригидному и редукционистскому пониманию противопоставляется нечто радикально иное. Подлинное научение даже не совсем Наýчение, больше всего описанный американским психологом процесс напоминает формирование собственных уникальных способов научения – методов, «посредством которых мы можем помочь человеку стать тем, кем он способен стать».

«99 % того, что написано по так называемой теории научения, просто неприменимо к развивающемуся человеческому существу. Теория научения просто неприложима к человеческому существу, движущемуся к пределам возможного совершенства» – Maslow A. Self-actualizing and Beyond. – In: Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967.

Однако подлинное научение бессмысленно без столь же радикально иной аксиологии и постоянной вовлеченности в определенную деятельность. Прекрасно, но есть ли конкретные признаки, по которым худо-бедно возможно идентифицировать самоактуализирующуюся личность? Да, каждая самоактуализирующаяся личность посвящает себя какому-то делу и руководствуется тем, что ученый называет бытийными ценностями, сокращенно «Б-ценностями».

Всего Маслоу выделяет четырнадцать бытийных ценностей: истина, добро, красота, целостность, единство противоположностей, процессуальность, уникальность, совершенство, необходимость, завершенность, справедливость, порядок, простота, полнота, самодостаточность, осмысленность.

«Б-ценности являются смыслом жизни для большинства людей, хотя многие даже не подозревают, что они имеют эти мета-потребности. Частью нашей работы в качестве консультантов должно быть доведение до сознания людей того, что они имеют эти свои собственные мета-потребности» – Maslow A. Self-actualizing and Beyond. – In: Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967.

Существование Б-ценностей заметно усложняет структуру самоактуализации. Как именно? Любая Б-ценность существует в двух плоскостях: непосредственно как ценность и еще как «мета-потребность». Если с ценностями уже все предельно понятно, то потребностная плоскость как раз и усложняет структуру. Потребность подразумевает наличие некоторой «процедуры» удовлетворения и, как следствие, определенный тип патологий, формирующийся в результате систематического неудовлетворения. Если конкретнее, то Маслоу считает, что игнорирование мета-потребностей приводит к формированию мета-патологий.

Соответственно, характер каждой мета-патологии напрямую зависит от того, какая из мета-потребностей остается неудовлетворенной. К примеру, если человек живет среди лжецов и его потребность в истине не удовлетворяется, то он со временем становится недоверчивым, скептичным и подозрительным. Перспектива возникновения мета-патологии требует соответствующих методических рекомендаций, которые Маслоу предусмотрительно дает.

На пути к самоактуализации

А.Маслоу и еще какие-то люди

Сразу возникает ряд уточняющих вопросов. Что делает человек на пути к самоактуализации? Пашет до седьмого пота? Как он себя ведет? К чему конкретно стремиться? Все ответы ниже. Существует восемь различных путей к самоактуализации:

1

Следует избегать того, что Маслоу называет «подростковой застенчивостью». Это своего рода защитный механизм, заключающейся в излишней замкнутости и стремлении «казаться», а не «быть».

2

Надо помнить, что самоактуализация – это процесс, означающий ежедневный выбор «развиваться или стоять на месте». Как гласит старая греческая поговорка – «нельзя улечься на вчерашней добродетели».

3

Не стоит забывать, что человек не tabula rasa, у него есть: темперамент, характер, ценности, багаж знаний, мысли и, наконец, «Я». Необходимо конструировать возможности для непосредственного проявления этого «Я». Маслоу приводит пример с вином: вместо того чтобы смотреть на этикетку или стоимость, надо просто закрыть глаза, затаить дыхание и задаться соответствующим вопросом – «нравится ли мне вино?».

4

Необходимо быть честным с самим собой и не прикрываться сомнением. Задать себе вопрос, который требует ответа – значит взять на себя ответственность.

5

Для того чтобы высказывать честное мнение, человек должен быть отличным, независимым от других, должен быть нонконформистом. Быть смелым вместо того, чтобы бояться – обратная сторона той же медали.

6

Постоянный систематический труд и стремление к самосовершенствованию, например, развитие своих умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Систематичность и трудолюбие.

7

Концентрация на высших стадиях переживания с целью последующей рефлексии. Необходимо осмыслять свои экстатические состояния, чтобы учиться выражать их в вербальной или графической форме.

8

Следует максимально честно относится к сложившемуся положению вещей. Абстрагироваться от привычной аксиологии и взглянуть на свою жизнь критично с целью выявления собственной мета-патологии.

На пути к самоактуализации придется столкнуться с еще одной проблемой – механизмы защиты. Маслоу выделяет всего один такой механизм – деритуализацию. Суть его состоит в редуцировании потенциальных возможностей человека до наличных, а также в отрицании самого факта бытийной переориентации. Но Маслоу не был бы собой, не дай он альтернативу. И это, что очевидно – ритуализация, прямо противоположный процесс, заключающийся во взгляде на человека с позиции вечности.

Систематизация ключевых положений

О самоактуализации сказано все, что только возможно. Но, в силу расплывчатости самого понятия, весьма трудным оказывается сформировать цельное представление о самоактуализации. Потому пройдемся по ключевым моментам и закрепим вышеописанное.

Первое: самоактуализация – это отличительная черта некоторых взрослых европейцев и неизвестно то, как она проявляется у более молодых возрастных групп. Второе: также ничего не известно о культурной релевантности понятия, проще говоря, непонятно, насколько адекватен термин в реалиях, отличных от европейских. Третье: для самоактуализирующихся личностей характерен особый тип познания «подлинное научение» – созидание новых познавательных методик. Четвертое – это особый корпус ценностей и потребностей, имеющих онтологический статус.

Возможно вы не знали:

Защитный механизм – понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления. Термин был впервые введен Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов.

Научение – относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики – взаимодействия организма со средой.

Патология – болезненное отклонение от нормального состояния или процесса развития. К патологиям относят процессы отклонения от нормы, процессы, нарушающие гомеостаз, болезни, дисфункции (патогенез).

Самоактуализация – стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде.

Рекомендуем прочесть:

1. Абрахам Маслоу – «Мотивация и личность» (1954).

2. Абрахам Маслоу – «По направлению к психологии бытия» (1968).

Автор: Ефрем Таскин
1277