Образование

«Теории»: «Зеленый дом». Педагогический проект Франсуазы Дольто

Продолжая разговор о педагогических идеях и концепциях ХХ века, сложно пройти мимо имени Франсуазы Дольто. Детский психоаналитик, тонкий клиницист и педиатр, чей авторитет был столь высок, что ее пригласили к работе над Конвенцией прав ребенка. Concepture анализирует ее идеи, воплотившиеся в проекте под названием «Зеленый дом».
«Теории»: «Зеленый дом». Педагогический проект Франсуазы Дольто

Лечение детей, страдающих от «непонимания взрослых»

Психоанализ Фрейда, а затем работы по детскому психоанализу Анны Фрейд и Мелани Кляйн, без сомнения, оказали влияние на представления о ребенке и педагогику в ХХ веке. Не остался в стороне от этих вопросов и французский психоанализ, несмотря на репутацию высокоинтеллектуальной теории. Уже одна из первых женщин во французском психоанализе – Софи Моргенштерн – разработает формы работы с детьми посредством рисунка. Именно ее будет считать своим учителем Франсуаза Дольто.

Франсуаза Дольто (1908-1988) довольно поздно становится врачом, а затем психоаналитиком во многом из-за противостояния семьи. По ее собственному признанию большое влияние на поиск собственного пути в жизни Франсуазы оказал муж – Борис Иванович Дольто. Создатель кинезиотерапии и основатель Французской школы массажа и ортопедии, он своими руками творил чудеса, ставя на ноги безнадежных пациентов.

В каком-то смысле нечто похожее только на уровне слова, а не тела, делала и Франсуаза. Примечательно и то, что трое их детей стали известными людьми, причем в разных областях: Жан-Хризостом (певец, актер, художник-фантаст), Грегуар (инженер-кораблестроитель) и Катрин (психотерапевт-гаптономист).

Еще будучи ребенком, Франсуаза четко знала, что хочет стать «врачом-воспитателем» и лечить детей, страдающих от «непонимания взрослых». Именно «умение слушать» стало главным ее инструментом в работе, благодаря которому ей удалось обнаружить связь некоторых детских заболеваний с психической динамикой бессознательного. Она утверждала, что уже младенцы понимают речь взрослого, поэтому в этом возрасте детей можно многому научить.

«О ребенке много говорят, но с ним не говорят». Франсуаза Дольто

В ходе своей многолетней аналитической практики и консультаций в медицинских центрах, Дольто создаст собственный метод работы с детьми. С ее точки зрения ребенок имеет полное право на собственное желание, что отнюдь не значит стремления удовлетворить все его просьбы и капризы.

Даже маленький ребенок уже в какой-то степени – самостоятельный субъект, доказавший это тем, что родился. Поддерживая эту самостоятельность, она создаст несколько замечательных изобретений, например, будет брать плату за анализ с детей так же как со взрослых, только в форме «детских ценностей» – необычных камешков, конфет, цветов, ракушек и т. п.

По мнению Дольто, задача родителя и педагога – объяснять малышу, пришедшему в этот мир, правила и закономерности жизни. Всякий в детстве вынужденно сталкивается с невозможностью реализовать все свои желания. Так ребенок узнает слово «нельзя», но запрет накладывается не на желания, а на способы их реализации. И при правильном объяснении, ребенок искренне заинтересуется окружающим социальным миром, ведь помимо запретов, он также предлагает какие-то альтернативные способы самореализации.

«Детство – не подготовка к жизни, а сама жизнь, и ребенок – не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, человек, за которого и перед которым мы ответственны».

Ее публичная активность, в том числе очень популярные выступления на радио «Франс-Интер» (в которых она отвечала на письма родителей, озабоченных теми или иными вопросами воспитания и общения с детьми) оказали огромное влияние на французскую культуру.

Целый ряд социальных институций трансформировались или возникли, благодаря осознанию того, что ребенок имеет право на собственную речь. И именно с ее подачи среди французов стал почти всеобщим ритуал, согласно которому при выписке младенца из роддома с ним говорят и проводят небольшую экскурсию по новому дому.

«Я в домике»

Как психоаналитик Дольто прекрасно понимала, что нельзя переоценивать взрослых, ведь каждый из них в определенной степени остается ребенком со всеми его травмами, фиксациями и фантазиями. Поэтому в вопросе детского развития она занимает необычную позицию: если есть учреждения, где воспитывают детей, то должны быть и такие, которые воспитывают родителей. А еще лучше делать это совместно.

Быть родителем – это не менее сложно, чем быть ребенком, а ответственность еще выше. Мало какой нормальный человек может похвастаться тем, что он прекрасно знает, как решать любые жизненные задачи. Со скепсисом психоаналитика она однажды заметит: «Мы готовим детей к жизни, о которой ничего не знаем», ведь мы опираемся на опыт прожитой жизни, которая ни с кем больше не повторится. Поэтому родители слишком часто маскируют это незнание: например, заменяя поиск понимания словами любви или умилением.

Франсуаза Дольто с детьми

Помимо детских садов нужно еще какое-то место, где возможен рост и развитие, включающие более широкое социальное пространство. Место, в котором дают возможность мамам и папам, бабушкам и дедушкам увидеть, как даже самые маленькие нуждаются в том, чтобы быть услышанными.

У детей до трех лет всякое проявление становится языком (плач, мимика, выбранная игрушка и игра с ней, даже синяки и шишки, рвота и другие «слова», сказанные телом). Дольто отмечала, что, оберегая детей в первые годы жизни от контактов с другими людьми и предметами окружающего мира, ребенка лишают возможности накапливать опыт ощущений и воображения. Защита через лишение автономии – нонсенс, ведь психика, как и тело, вырабатывает иммунитет только через опыт риска.

Проект, получивший название «Зеленый дом», стал для Франсуазы Дольто итогом ее теоретизации и наблюдений.

«Зеленый дом» – принципиально не образовательное, не корректирующее и не развлекательное заведение. Здесь не дают консультаций и советов, специалисты могут лишь помочь понять своих детей и свои проблемы. Ответы и решения родители должны искать самостоятельно. Возможность говорить о том, что беспокоит открыто и безопасно, позволяет всем участникам процесса учиться с большим доверием относиться к себе, друг другу и к миру (этому способствует и анонимность участия).

«Зеленый дом» становится пространством жизни, где все сплетено живым общением людей, где каждая ипостась человеческой жизни влияет на другие. Именно поэтому программу работы «Зеленого дома» нельзя заранее четко определить и описать. Это в какой-то степени модель общества, в котором каждый зависит от качества коммуникации с другими людьми.

Франсуаза Дольто с коллегой

Особую роль в этом проекте играют «принимающие» (фр. un accueillant) – специалисты, которые поддерживают словом речь и детей, и взрослых (в т. ч. невербальную речь), создают атмосферу принятия. В качестве таких специалистов выступают педагоги, психоаналитики, психотерапевты, социальные работники.

Любопытно, что Дольто выбирает именно глагол «accueillir», а не более универсальный «accepter» – оба означают «принимать», но первый также может быть переведен как «встречать», «одобрять». Принимающие работают тройками, но каждый день меняются – это позволяет избежать ощущения, что другой человек навязывает свое мнение. Также это позволяет детям увидеть разных по возрасту, полу, характеру людей.

Первый центр La Maison Verte («Зеленый дом») открылся в Париже в 1979 году, а в последующие 40 лет подобные центры откроются в сотнях крупных городов (в основном в которых есть детские психоаналитики). Традиционно организации такого типа выбирают какое-то свое название, оставляя цвет: например, в России существуют/существовали «Зеленый Остров», «Зеленая дверца», «Зеленый ключ» и другие.

В качестве основных целей «Зеленый дом» признает три.

Первая и ключевая – это ранняя социализация детей. Встреча с другими детьми и взрослыми в располагающей атмосфере помогает ребенку подготовиться к яслям или детскому саду. С одной стороны, это помогает ему развивать коммуникативные способности (отнюдь не всегда развивающиеся в семье), а с другой стороны, помогает в подходящем ритме отделиться ребенку от родителей. Стоит заметить, что во Франции довольно часто уже через 2-3 месяца после родов матери выходят на работу, а детей отдают няне или в ясли.

Психоанализ не забывает и о том, что для взрослых опыт родительства – это тревожно и порой трудно, в т. ч. из-за актуализации собственных проблем, идущих из детства. Поэтому вторая задача – социальная адаптация родителей. В «Зеленом доме» родители могут разделить этот поначалу непривычный груз с принимающими. И когда тревога отступает, появляется возможность наблюдать, думать, делать выводы. Кроме того, молодые матери иногда оказываются в специфической изоляции (порой травматичной), особенно в тех случаях, когда у них появляется ребенок-инвалид.

В качестве третьей цели может быть названа профилактика психосоматических заболеваний. Необходимость отделиться от родителей и адаптироваться к новым условиям (детский сад, отъезд к бабушке, школа и т. д.), увы, часто порождает неврозы. Задача «Зеленого дома» в создании такой психологической среды, которая позволит стимулировать развитие ребенка – как нормального, так и сталкивающегося с определёнными нарушениями. Важно помочь и самим родителям поверить в силы ребенка, в его способность справиться.

«Дайте жалобную книгу»

На основе идей институциональной педагогики и методов Франсуазы Дольто в 1973 году была открыта Школа в Ла Новилль-дю-Боск в Нормандии. Позже школа переехала в Шато-де-Таки недалеко от Парижа, так что Дольто смогла отправлять туда детей, которые проходили у нее терапию.

Образовательная программа школы была нацелена на создание новой этики взаимоотношения, которая позволит здоровое развитие ребенка. Поэтому в ней помимо учителей должны быть также люди, которые интересуются психологическим становлением учеников – скорее тьюторы, чем школьные психологи.

Создатели Школы Д’Ортоли, Эмрам и Леметр ориентировались не только на лакановский психоанализ, но и на идеи Фернана и Жана Ори. Первый проповедовал «антидидактическую педагогику» и специализировался на работе с трудными подростками, второй был психиатром и разработал «институциональную психотерапию» (а также основал легендарную клинику «La Borde»). Одним из самых известных учеников обоих братьев был философ и психиатр Феликс Гваттари.

В целом подход Фернана Ори (на фото) может быть упрощен до идеи о том, что любая школа в своей работе должна учитывать два тезиса. Первый гласит о том, что каждый ученик привносит с собой свое «бессознательное» (невербализованные – социальные, культурные, экономические – элементы), которое влияет на любые взаимодействия внутри класса. Второй отмечает, что любая организация школы влияет на работу психики и характер знания.

Дольто добавила к этому критический взгляд на социализацию и смысл обучения. Во Франции ключевой функцией школы считают формирование нации и передачу культуры (что довольно верно). Однако Дольто задается вопросом «что такое культура?» По ее мнению, от чистой формальности культуру отличает то, что это «встречи с людьми, которые переживают то, чему учат». Когда же преподаватели не переживают то, чему они учат, то это просто присутствие нескольких людей в определенном месте, неспособное стать уроком:

«Школа должна была бы стать местом, где взрослый предлагает ребенку завоевывать то, что ребенку хочется, а не заставлять его заниматься, когда у того нет никакого желания. И тогда взрослый, а не ребенок будет «записываться» на занятия: «Я приду во столько-то и на столько-то».

Вслед за представлениями Штайнера, Дьюи и др., создатели Школы Новилля считали, что не стоит торопиться с интеллектуальным развитием. Школа должна сперва развить физические способности и умение общаться. Обязательными уроками в школе остались чтение, счет и письмо. Все остальное – на выбор, в т. ч. возможность создать свои кружки и исследовательские семинары.

При этом упор в предметах делается не на «что я должен знать» (обязательный материал), а на «как сделать» (правила и техники). Опыт должен быть свой, его не нужно передавать. Такой тип школы предполагает отсутствие строгих границ и уровней: ребенок может осваивать любую программу в любом возрасте. Нет нужны ждать, когда есть организующее обучение желание.

В одном видеофильме о работе Дольто как раз приводится пример девочки лет 9-10, которая с первого года обучения заинтересовалась химией и теперь уже проходит программу старших классов (это не вундеркинд, т. к. в остальных предметах ее интерес и способности на уровне одногодков).

В Школе, как и в «Зеленом доме», важное место уделяется запретам, а если быть точным – отношению взрослых к запретам. Запрет должен быть объяснен ребенку доступными словами и касаться того, что запрещено и взрослым.

Создатели Школы в Ла Новилль-дю-Боск: Паскаль Леметр, Фабьенн Д’Ортоли и Мишель Эмрам

Причины запрета должны исходить из самой природы вещей, когда нечто опасно само по себе или в силу обстоятельств (например, отсутствия навыка обращения), но никогда потому, что просто кто-то запретил. В противном случае психология ребенка приравняет опасность к наказанию, а это крайне искажает отношения с другими, особенно родителями и педагогами.

В качестве одной из главных задач педагога в этой школе стало принятие самого себя. До тех пор, пока это не произойдет, сложно ожидать честности в отношении к другим и миру. И по этому поводу Дольто отмечала, что только честное слово, обращенное к ребенку – способ избежать невротизации. Любая ложь (даже во спасение) – это форма исключения ребенка из ситуации или знания, но поскольку дети чувствуют происходящее, то это порождает только тревогу.

Опыт «Зеленого дома» и Школы в Новилле показывает, что дети способны справляться со сложностями, которые порой обрушиваются на них слишком рано. Поэтому ключевой выбор педагогики по Дольто – честный и уважительный разговор с субъектом (независимо какого возраста).

Эталонный взрослый, чья жизнь представляется образцом для подражания, не претендует на то, чтобы научить методу, единственно верному методу, – что было бы антипедагогично, – но он проявляет интерес к собственному труду, которым занимается ежедневно. <…> Точно так же преподаватель, который интересуется определенной отраслью знания, не будет донимать детей, которые этим предметом не интересуются. <...> К сожалению, большинство педагогов вместо того, чтобы спросить себя: «Способен ли я заинтересовать, увлечь?» – изгоняют из класса или ругают невнимательных и рассеянных: «Ты мне мешаешь, ты мне возражаешь… Тебе не интересно… Ты заслуживаешь только презрения».

Проницательность Дольто позволила ей очень точно определить, что многие педагогические и психологические новшества под маской заботы о ребенке скрывают желание контроля. Как, например, попытка с помощью тестов и бесед с психологом обнаружить (как можно раньше) таланты и проблемы ребенка.

В таком взаимодействии дети чаще приспосабливаются, сознательно или бессознательно читают желания взрослого. И именно взрослый из своих критериев декодирует эту речь. Эта поспешная попытка найти место юному субъекту в обществе и контролировать его развитие по (за него) выбранному пути – увы, не всегда ведет к индивидуальному или общему благу. Дольто провоцирует дискуссию и интеллектуальный поиск, говоря:

«Может быть, ребенок – наш посредник в отношениях с реальностью. Он напрямую связан с самой главной реальностью, которую мы, взрослые, воспринимаем лишь в искаженном виде через метафоры и символы с помощью системы условностей».

Как минимум в одном ребенок часто более способен, чем взрослый – в способности изменить свое отношение. Там, где у взрослого уже сформировавшийся невроз, у ребенка – возможность. Ведь в конечном счете для нашей психики многое определяют не события, а отношение.

Между потерей игрушки и потерей родителей разница лишь в силе эффекта и последствий. Как справится с этим ребенок? Это во многом зависит от него, но и помощь (в открытии разных способов справляться с этим) не помешает. Поэтому столь важную роль играют окружающие, взрослые, реагирующие и учащие воспринимать вещи тем или иным образом.

«Претендовать на то, что школу возможно «сделать более гуманной», пожалуй, так же утопично, как хотеть сделать «гуманной» войну».

Одним из ключевых нововведений Школы в Новилле стала «книга ворчаний» – некий аналог книги жалоб и предложений. Если и искать что-то естественное для человеческой цивилизации, то это путь общения, который включает не только красивые и умные речи, но и более привычные модусы – жалоба, похвала, сплетня, уговор, флирт и т. д. и т. п. Чтение и обсуждение этой книги стало своеобразным «очистительным фильтром», улучшающим атмосферу в учебном заведении.

Фото из архива Школы Ла Новилль

Создатели Школы вместе с Дольто обнаружили две любопытных вещи.

Во-первых, временной зазор между проблемной ситуацией и ее описанием работает как первый этап психотерапии. Вовлеченный в ситуацию ребенок может солгать, растеряться, но когда он начнет писать в «книгу ворчаний», он попытается найти собственный взгляд, свое желание. Конечно, это работает в тех случаях, когда всякий такой текст воспринимается серьезно и с безусловным принятием.

Выражение себя избавляет от вытеснения, а также приучает смотреть на себя со стороны – то, что артикулировано в тексте уже можно дистанцировать и диалектизировать (что важно, если речь идет о страдании). И наличие такого механизма – это еще и признание социальной реальности, в которой случаются конфликты, недовольства и т. п. И это нормально, по крайней мере, более нормально, чем попытка создать стерильный социум.

Во-вторых, эта возможность быть услышанным и понятым оказывается одним из мощнейших стимулов к овладению речью и письмом (особенно у тех детей, которые не склонны говорить), а это в значительной степени упрощает обучение в ранних классах. И даже если ребенку не на что жаловаться, опыт других его учит тому, что с фрустрацией и травмами можно справиться, в т. ч. обращаясь к другим.

Здесь стоит заметить, что в Школе Новилля было реализовано инклюзивное обучение еще задолго до того, как это стало популярным трендом. Дети, вместе с учебой в этой школе проходившие психотерапию (сироты, брошенные родителями, испытавшие травматический опыт), оказались тоже в каком-то смысле «учителями» для других учеников.

Фото из архива Школы Ла Новилль

Франсуаза Дольто также обращала внимание, что сегодня дети все меньше знают о мире взрослых, многим родителям запрещено приводить детей на работу. Но это неверная перспектива, которая лишает их ценного опыта. Пока же взгляды на обучение не изменились, Дольто точно подмечает, что нет смысла недоумевать «почему дети не учатся». В ту пору многие дети находили себе прибежище в научной фантастике, сегодня – в интернете.

Опыт работы с детьми подтолкнул Дольто провести необычное разделение: она предлагает отличать креативность от непосредственности. И та, и другая выглядят как творческие находки, создание личной продукции, но по своим механизмам они отличаются.

Креативность – это сублимация в области искусства, науки и т. п., которая более характерна детям старше 10 лет и подросткам, сталкивающимся с кризисами. Дети же первых 10-12 лет непосредственны, главным образом в коммуникации и в быту. Если ребенок здоров, то его изобретательность бьет ключом, но она скорее знак свободы, а не таланта. И эта свобода дана всем детям, если взрослые преждевременно не вовлекают их в соперничество.

«Деда Мороза не существует, но он – настоящий»

Подход Дольто к педагогике весьма интересен, т. к. она переносит главный акцент с методик и техник на этику. Причем это этика, ориентированная на желание. Увы, когда многочисленные педагогические технологии себя не оправдали, есть смысл вернуться к ее идеям. В каком-то смысле этика желания подчеркивает, что для таких вещей как развитие, обучение, усвоение культуры нет серьезных преград, за исключением самого настроя конкретного человека.

Как известно, никакие лекарства и операции не помогут больному, который не хочет жить. В этом случае хоть какой-то шанс имеет только слово. Искусное слово, обращенное к субъекту, а не то, что обычно звучит в классах и аудиториях.

Фасад Школы Ла Новилль

Важность этики несложно увидеть и на примере постсоветской школы. Те, кто учился в 90-00-е годы могли испытать на личном опыте, что бывает, когда педагоги, привыкшие к авторитарным методам, вдруг «прозревают» и начинают увлекаться «диалогом», «сотрудничеством», «творческим подходом к преподаванию».

Получается не очень. В лучшем случае. В худшем – давление становится еще большим, т. к. с «дружелюбным учителем» психологически сложнее враждовать. Другая этика отношения не имитируется дидактическими приемами, ее нужно взращивать в себе, в т. ч. пересматривая свои идеи и ценности (что болезненно для многих взрослых).

«Зеленый дом» и структура Школы в Новилле не дают готовых решений. И, пожалуй, самое сложное в их организации – это поиск подходящих кадров. Кроме этого, подобный подход не избавляет и от частных проблем. Например, должен ли учитель быть агентом социума, или более конкретно: «Как преподавать историю? Насколько она должна быть идеологизированной?»

Однако поддержка желания и самостоятельности в юных субъектах – это нечто намного большее, чем количественно измеримые результаты. Это то, что позволяет смотреть в будущее с некоторым оптимизмом. Ведь по большому счету социализацию и школы нельзя сделать совсем безобидными (особенно если социальная ситуация сложна).

Мечтать о подобном – значит, продолжать наивно верить в то, чего не существует. Но если каждый, кто проходит этот путь, получит внутреннюю точку опоры, то «хорошие воспоминания от школы» станут вполне реальны для многих.

Возможно вы не знали:
Кинезиотерапия
направление в медицине, ориентированное на лечение и профилактику болезней через рациональное движение, а также восстановление оптимальной работы мышц, сосудов и внутренних органов.
Гаптономия
терапия посредством прикосновения, разработанная Францем Вельдманом. Одним из ключевых направлений гаптономии является пренатальная гаптономия, призванная создать гармоничный психотактильный контакт ребенка с родителями во время его внутриутробного развития.
Институциональная педагогика
движение в педагогике, обращающее внимание на социально-институциональный контекст обучения. К его представителям относят Фернана Ори, Антона Семеновича Макаренко, Александера Сазерленда Нилла, Селестена Френе и других.
Рекомендуем:
  1. Франсуаза Дольто «Когда рождается ребенок»
  2. Франсуаза Дольто «На стороне подростка»