Статья №2: Общечеловеческий прогресс и предопределенность. Теория Иммануила Канта
И.Кант отмечает, что наука путем изучения всех живых существ, в том числе путем наблюдения и осуществления анатомических исследований, подтверждает, что все их природные задатки предназначены для целенаправленного и всеобъемлющего развития.
Человек есть существо, обладающее исключительным потенциалом для совершенствования своих природных задатков – разумом и свободой воли. Однако природные задатки человека как исключительного существа на Земле направленные на применение его разума, могут полностью развиться не в индивиде, а непосредственно в человеческом роде. По этой причине субъектом прогресса является человечество в целом, которое осуществляет поступательное развитие согласно планам природы.
«История, занимающаяся изучением этих проявлений, как бы глубоко ни были скрыты их причины, позволяет думать, что если бы она рассматривала игру свободы человеческой воли в совокупности, то могла бы открыть ее закономерный ход; и то, что представляется запутанным и не поддающимся правилу у отдельных людей, можно было бы признать по отношению ко всему роду человеческому как неизменно поступательное, хотя и медленное, развитие его первичных задатков».
В отличие от французских гуманистов-просветителей, которые также занимались исследованиями и осмыслениями в данной сфере, Иммануил Кант основным средством прогресса считал не просвещение, а антагонизм.
Природа заложила в основу человека для развития именно конфликты, и только посредством прохождения и переживания различных столкновений человечество сможет прийти к порядку и к установлению правильных нравственных и юридических законов. Рассуждая о природных задатках человека, Кант отмечал, что, с одной стороны, человек склонен общаться с подобными себе, а с другой – желает организовывать жизнь исключительно по-своему. В связи с этим человек существует в перманентном антагонизме, а постоянное сопротивление позволяет ему развиваться через напряженное преодоление себя, позволяет в борьбе с трудностями найти разумное средство от избавления от них.
Разум, которым наделен человек как единственное разумное существо на Земле, в основной своей сущности выражается через способность расширяться. Однако разум не работает так самодостаточно, как работают инстинкты, и поэтому он нуждается в непрерывных упражнениях и испытаниях для поступательного развития.
Замысел природы направлен не на житейской благополучие человеческого рода, а внутрь него – человек должен всецело создать из себя, и поступательным образом достичь совершенства, используя исключительно свой разум.
Кроме того, Иммануил Кант не рассматривает антагонизм в качестве самоцели. В его парадигме человеческие конфликты есть основной катализатор, заложенный в человека для реализации высшей цели природы – развитие всех задатков человечества, причем развитие исключительно силами человечества. Конечный предел и величайшая цель развития человеческого рода после многовековой передачи достижений человеческого разума от поколения к поколению – установление всеобщего гражданского состояния.
«Только в обществе, и именно в таком, в котором членам его предоставляется величайшая свобода, а стало быть, существует полный антагонизм, – только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы — развитие всех ее задатков, заложенных в человечестве; при этом природа желает, чтобы эту цель, как и все другие предначертанные ему цели, оно само осуществило».
Также И. Кант полагает, что максимального развития своих природных задатков человек может достичь только будучи членом гражданского общества, которое, с свою очередь, зиждется на двух столпах – морали и праве.
«Подсистема» морали выражается через формулу знаменитого категорического императива – «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». Этот нравственный закон, не находящийся в зависимости от посторонних факторов, обеспечивает человеку наибольшую свободу и позволяет прогрессу осуществляться беспрепятственно.
«Подсистема» права также может быть выражена через устойчивую формулировку. Под правом Иммануил Кант понимал совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого согласно всеобщему закону свободы.
Таких условий им выделялось четыре:
1
Наличие механизма, обеспечивающего принудительное осуществление законодательства.
2
Гарантированная реализация права частной собственности.
3
Равенство всех перед законом.
4
Возможность решения спорных вопросов в суде.
Таким образом, право становится реальным при наличии этих четырех условий в совокупности. Соответственно, чем больше эти условия реализованы, тем более существенного прогресса добилось человечество или отдельные государства, тем ближе общество к всеобщему гражданскому состоянию.
Несмотря на то что в философии И. Канта в основе прогресса центральное место занимают конфликты, важность просвещения также особо подчеркивается. После постепенного преодоления человечеством заблуждений просвещение возникает как великое благо, которое должно доходить до глав государств и становится одним из основных принципов осуществления власти.
Размышления о людях И. Кант после проецирует на государства. Через государства человечество проходит многие колоссальные конфликты и разрушительные войны, но все эти бедствия осуществляются для реализации масштабной цели – выхода человечества кровавыми путями из дикого состояния и вступления в союз народов, где каждое государство вне зависимости от территориальных размеров и геополитического влияния будет обеспечено безопасностью. Такой международный союз И. Кант и рассматривает как способ достижения всеобщего гражданского состояния на государственном уровне.
Стоить отметить, что всеобщая история во многом складывается в пользу философии мыслителя — после опустошительной Второй мировой войны человечество создало Организацию Объединенных Наций, членство в которой имеют практически все государства Земли, включая Мальтийский Орден.
Кроме того, Кант не просто декларировал неизбежное объединение государств при выполнении плана природы, но и подробно разбирал положения договора о вечном мире, который должны были бы заключить государства после многовековых противостояний. Он отмечал, например, что постоянные армии должны со временем полностью исчезнуть, поскольку они не совместимы с правами человечества и представляют собой прагматичное использование людей в качестве машин для убийства.
Он рассматривал необходимость всеобщего гражданства, но с ограничением условиями гостеприимства, так как в силу права общего владения земной поверхностью каждый обладает правом посещения, но в то же время должен терпеть соседство других; указывал на республиканскую форму правления как наиболее удачную форму организации органов власти; по-платоновски настаивал на том, что воинственные государства должны благоразумно принять максимы философов об условиях заключения и существования общего мира.
С помощью философии немецкий мыслитель исследует историю в научном ключе, выделяя в качестве ее основного закона общечеловеческий прогресс. Он подчеркивает, что для философа является обязанностью найти в бессмысленном ходе человеческих дел определенную закономерность, и, выстроив огромную картину человеческого развития, конструирует основанный на предопределении природы неизбежный путь человечества.
- Философская антропология
- школа в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук – психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.
- Антагонизм
- неразрешимое в данных условиях противоречие. Различаются социальные и индивидуальные антагонизмы.
- Иммануил Кант – «Метафизика нравов»(в двух частях).
- Иммануил Кант – «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане».