«Популярное изложение»: Работа Зигмунда Фрейда. «Положение о двух принципах психической деятельности»
Зигмунд Фрейд считал, что человеком руководят два принципа: принцип реальности и принцип удовольствия/не удовольствия. В этой статье Concepture популярно разбирает «Положение о двух принципах психической деятельности».
Принцип Удовольствия/ не удовольствия
Психоанализ основывается на тех психических процессах, которые условно называются бессознательными, а доступными они для аналитика становятся как раз-таки во время анализа. Бессознательные тенденции уходят корнями в глубокую древность: «Мы рассматриваем их как более старые, первичные, как остатки такой стадии развития, в которой они являлись единственной формой душевных переживаний», - пишет Фрейд.
Венцом таких бессознательных процессов является принцип удовольствия, в соответствие с которым чаще всего стремится существовать наша психика. А от переживаний, которые несут нам неудовольствие психика старается избавляется посредством вытеснения [один из защитных механизмов, засчет которого, как считают психоаналитики, наше сознание избавляется от нежелательных мыслей, желаний, потребностей].
Если задуматься, возникает законный вопрос, как же человек жил в суровом мире, руководствуясь лишь выше указанным принципом? Фрейд дает такой ответ: наше состояние психического покоя начинает нарушаться «властными запросами внутренних потребностей». Вызываемые подобными запросами противоречия, а они истекают из реальности, создают у человека первую структуру предсознания – воображение.
Человек, пытаясь сохранить состояние психического покоя, удовлетворяет данные запросы посредством галлюцинаций [в редуцированной форме мы и сейчас некоторые наши самые сокровенные желания удовлетворяем посредством снов, а они есть ничто иное, как разновидность галлюцинаций]. Но, как не трудно догадаться, подобный способ оказывается не эффективным, и психический аппарат, сталкиваясь с реальностью, вынужден выработать новый способ функционирования.
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению принципа реальности, давайте чуть подробнее остановимся на том, как же все-таки функционирует принцип удовольствия и почему он вообще возник? В качестве примера давайте рассмотрим состояние грудного ребенка, который при длительном раздражении выражает свое неудовольствие криком (моторной реакцией), а затем получает галлюцинаторное удовлетворение потребности в виде из ниоткуда взявшейся груди.
Если пытаться экстраполировать этот пример на жизнь проточеловека, то можно сказать следующее: он, находится в состоянии бессознательного воображения и пребывает в комфортных внешних условиях, а при возникающем затруднении – начинает хаотичные поисковые операции и получает галлюцинаторное удовлетворение через из ниоткуда берущуюся пищу. Так вот, принцип реальности начинает формироваться тогда, когда внешние условия перестают отвечать хаотичным запросам проточеловека. Другими словами: меняется климат и ему становится необходимо резко приспосабливаться, а галлюцинаторный способ в таких условиях перестает давать должный результат.
В итоге принцип удовольствия\ не удовольствия отвечает за наш психический комфорт и сознательную стабильность, не давая нежелательным бессознательным тенденциям прорываться на поверхность сознания и вытесняя их. Также он позволяет нашей психике не отказываться от бессознательных тенденций полностью, сохраняя наш душевной покой, пользуясь рядом механизмов (воображение, сны, мечты), удовлетворяющих наши желания опосредованно.
Принцип Реальности
Теперь рассмотрим, что же из себя представляет принцип реальности. Как уже было сказано выше, психике, столкнувшейся с новыми условиями необходимо вырабатывать адекватный способ приспособления к реальности. Принцип реальности основывается уже не на том, что приятно, а на том, что действительно есть. В общем и целом, появление принципа реальности повлекло сильные изменения. Возросшее значение внешней действительности приводит к увеличению роли органов чувств, как тех элементов, которые помогают точнее в ней ориентироваться.
Благодаря возникновению принципа реальности появляется функция внимания. Она позволяет время от времени обследовать окружающую среду, чтобы быть осведомленным об условиях на случай, если вдруг возникнет потребность. Также в рамках принципа реальности у человека возникает «система отметок» – память.
В противовес вытеснению – основному механизму принципа удовольствия – формируется «беспристрастное суждение»; нечто, что позволяет определить, носит ли представление реальный характер или воображаемый (галлюцинаторный). Задержка моторной реакции на возникающую потребность компенсируется функцией мышления, дающего способность помыслить конечный результат отсроченного удовлетворения и помогающее создавать сложные комплексные действия.
Вот как сам Фрейд описывает значимость мышления для принципа реальности: «Первоначальное мышление было, вероятно, бессознательным, отличаясь от простого представления тем, что оно поднималось над ним и обращалось к отношениям между впечатлениями от объектов».
Также с формированием принципа реальности у человека формируется сознание, как тот плацдарм, который разделяет сферы реального и галлюцинаторного, позволяя отделять полезные потребности и желания от бесполезных. Но подобный раскол приводит к одному любопытному эффекту. Так как наша психика старается существовать по «экономическому принципу сбережения», в отделенной от реальности бессознательной сфере возникает новый тип мышления, подчиненный только принципу удовольствия – фантазирование, которое не требует особой затраты энергии.
Вот что по этому поводу пишет Фрейд: «В результате устанавливается более тесная связь, с одной стороны, между половым влечением и фантазией, с другой, между влечениями «Я» и деятельностью сознания. Эта связь оказывается, как у здоровых, так и у невротиков».
Итак, принцип реальности позволяет нам действовать рационально и последовательно, отделяя на сознательном уровне бессознательные галлюцинаторные способы удовлетворения потребностей от реальных.
Связь между двумя принципами
В действительности, конечно же, формирование принципа реальности происходит не мгновенно, а постепенно. Если говорить о сознательных и личных потребностях, то они формируются под воздействием данного принципа. А если же мы говорим о сексуальных влечениях, то на ранней своей стадии они аутоэротичны и сильно подвержены влиянию принципа удовольствия.
Наличие принципа реальности не означает уход от первого принципа, а лишь дает новые (отсроченные) пути удовлетворения потребностей. Воспитание в этом смысле направленно на попытку воспитать в ребенке чувство реальности и подавить в нем галлюцинаторные механизмы удовлетворения потребностей.
Тонкая связь двух принципов ярче всего выражается в искусстве, в нем же и преодолевается. Художник уходит от реальности, так как не способен отказаться от собственных влечений, и дает волю своим эготическим потребностям. Но он не уходит в мир фантазирования целиком, потому что, благодаря своим талантам, «преображает фантазии в новый вид действительности, который принимается человечеством как ценное отображение реальности».
Таким образом, можно сказать, что между двумя принципами существует тонкая диалектика и взаимопроникновение. Человек, если верить психоанализу, достигает баланса в удовлетворении отсроченных потребностей в реальности, корнями своими уходящими в наши фантазии. И здоров человек настолько, насколько способен применять эти принципы функционирования психики в правильных пропорциях. Если же доминирует принцип удовольствия, бессознательное затопляет сознание, что приводит к психозу. Если доминирует принцип реальности, и сознание слишком жестко репрессирует сферу бессознательного, то возникает невроз.
Рекомендуем прочесть:
1. З.Фрейд – «Положение о двух принципах психической деятельности».
2. З.Фрейд – «О сновидении».