Социологи и их теории

Статья №1: Общность и общество. Теория Фердинанда Тённиса

Как известно, человек по своей природе существо общественное, и чтобы понять человека, необходимо постичь его социальное измерение. Здесь, однако, возникает целое поле проблем, связанных с трудностью однозначного определения феномена социума и социальности. Concepture публикует серию мини-лекций, посвященных различным социологическим концепциям.
Статья №1: Общность и общество. Теория Фердинанда Тённиса

Фердинанд Тённис родился в 1855 году. Он получил классическое филологическое образование в одном из пяти университетских городов Германии, в Тюбингене. В круг интересов юного студиозуса помимо античных текстов входила также социальная философия 18-19 веков. Особенно плотно он занялся изучением наследия Томаса Гоббса. Социополитическая проблематика, которую поднимал английский философ, побудила Тённиса к созданию собственной концепции, которую он изложил в своей работе «Общность и общество (теорема философии культуры)».

Фердинанд Тённис в академических кругах более всего известен как основатель так называемой «понимающей социологии», направления, сосредотачившего все внимание на целях и смыслах социальных действий людей. При этом сам Тённис придерживался позиций «формальной социологии», сторонники которой стремились выявить и определить вневременные принципиальные устойчивые формы социального взаимодействия без учета конкретного исторического времени и пространства.

Осознание многоуровневости социологической теории сподвигает Тённиса одним из первых создать иерархическую систему понятий. Поэтому он разделяет социологию на чистую, прикладную и эмпирическую. Первая изучает общество в состоянии статики, то есть неизменности. Особое внимание уделяется устойчивым социальным структурам (семья, труд, религиозные институты), их значению в формообразовании общества как целого.

Вторая исследует общество в аспекте динамики. Здесь основным предметом являются механизмы и закономерности социального реагирования на внешние и внутренние изменения, особенности общественной саморегуляции. Наконец, третья ветвь социологии (эмпирическая) занимается исключительно анализом статистических данных, поэтому Тённис называет ее социография.

В основе человеческой социальности, согасно Тённису, лежит воля. Существует два типа воли: естественная (сущностная) и рациональная (избирательная). В первом случае воля преобладает над мышлением, во втором наоборот – мышление над волей. Естественная воля в качестве основы формирует специфический вид социальных отношений, который Тённис именует «общность» (Gemeinschaft), рациональная воля же создает собственно общество (Gesellschaft).

Отношения между людьми в общности (Gemeinschaft) строятся на личном знакомстве и, соответственно, сущностном знании друг друга, доброжелательности и априорном доверии. Такие отношения характеризуются искренней открытостью и подлинной глубиной чувств. Общность может принимать как вид родственных связей, так и добрососедских отношений. В качестве примеров общности можно назвать первобытные племена, религиозные коммуны, цеховые объединения, деревни, кланы и др.

Общество (Gesellschaft), возникающее вследствие объединения людей на основе рациональной воли, напротив представляет собой связь между незнакомыми людьми. И поскольку незнакомые люди не могут естественным образом доверять друг другу, общество функционирует засчет искуственно созданных социальных институтов, регулирующих и регламентирующих человеческую жизнь.

Дихотомия общность/общество легла в основу различения традиционных и индустриальных обществ, а шире – культуры и цивилизации. Выстраивая систему оппозиций между параметрами общности и общества, Тённис выделяет следующие: знакомство – чуждость; доверие – недоверие; симпатия – антипатия; сущность – форма; взаимоутверждение (каждым человеком друг друга) – связанность (общими правилами); личность – личина (совокупность социальных масок).

Рекомендуем:
  1. Фердинанд Тённис «Общность и общество»
  2. Фердинанд Тённис «Прогресс и социальное развитие»