Современная зарубежная фантастика

Статья №3: Арсен Люпен в мире постсингулярности. «Квантовый вор» Ханну Райяниеми

«Квантовый вор» — блистательный образец твёрдой научной фантастики за авторством финского писателя Ханну Райяниеми. Мир «Квантового вора» разворачивает перед читателем перспективу постсингулярного будущего, возникшего на обрывках современной культуры, и предлагает стать участником философско-футурологического эксперимента без цели и без смысла, но с большим количеством гиковского юмора. Concepture и КнигаПоиск впечатленные необычным романом публикуют третью статью совместного курса по современной фантастике.
Статья №3: Арсен Люпен в мире постсингулярности. «Квантовый вор» Ханну Райяниеми

Квантовый финн

Ханну Райяниеми – финский писатель, вступивший на мировую научно-фантастическую арену относительно недавно. Его дебютный роман был опубликован в 2011 году и назывался «The Quantum Thief». На русском языке книга вышла в 2015 году и почти сразу стала бестселлером, фанаты буквально вцепились в эту до жути странную штуковину. Да и у англоязычной аудитории роман быстро приобрел статус культового. Буквально за несколько лет никому неизвестный кандидат наук по математической физике из городка Юливиеска превращается в звезду мировой фантастики.

Во всех произведениях Райяниеми прослеживается устойчивая проблематика – он всегда и везде затрагивает проблему соотношения человеческого и транс-пост-сверх-околочеловеческого начал. В «Квантовом воре» автор изображает человечество в эпоху постсингулярности – периода, когда наш вид уже прошел новый виток всеобщего кризиса [в романе он именуется «коллапсом» – прим.ред.]. В будущем, по версии Райяниеми, мы пережили эдакий виртуальный холокост, именуемый «загрузочными» лагерями. В этих ужасных местах проводилась насильственная «оцифровка» сознаний и обучение математике.

Перед читателем встает мир полный противоречий и странных устройств, забавных особенностей «сверхновой» культуры, и, что немаловажно, все это приправлено отсылками к современным реалиям, литературе и финской мифологии. Но вместо того, чтобы петь дифирамбы гению Райяниеми, лучше подробнее остановится на всех аспектах очерченного им постсингулярного будущего.

«Дилемма заключенного»

Повествование начинается знакомством читателя с исправительным учреждением, называемым «Дилемма». Это виртуальная тюрьма для особо опасных преступников, в которой содержатся их сознания, из раза в раз, переживающие одни и те же «игровые» ситуации с целью тотального перевоспитания. И именно здесь, в недрах тюремного ада, отбывает свое вечно-бесконечное наказание главное действующее лицо романа – хтоническое нечто с «ником» Жан Ле Фломбер. Бедный вор умудрился насолить местному коллективному разуму – Соборности, за что и загремел в «Дилемму», правда ненадолго.

Неожиданно для всех, в том числе и для самого Жана, происходит немыслимое постсингулярное чудо – его тело-душа-разум и способности вора понадобились некой наемнице по имени Миели родом из облака Оорта. Зачем и почему, выяснится дальше. Естественно она вызволяет сознание Ле Фломбера, дарит ему новое тело, чтобы тот помог ей украсть некую очень ценную вещь. И вот с этого самого момента сюжет начинает скакать из одной локации в другую, пестрить отсылками к литературе и мифологии, блистать странными персонажами.

Разумеется, подробности и детали дальнейших событий раскрыты не будут, потому что спойлеры. А вот на особенностях фантастмагоричного мира лучше остановится подробнее. Иначе, без должного экскурса, «Квантовый вор» может показаться отборным бредом больного, но очень образованного, человека.

Сцепляя квантовую неопределенность

Все вокруг движется и меняется, течет и диффизирует. Постчеловечество обменивается телами и сознаниями, трансформирует реальность и зажигает мини-солнца. Таков мир «Квантового вора» – странный и недосягаемый, сродни законам одноименной механики. Однако, как и в одноименной механике в «Воре» присутствует своя логика. Книга обладает удивительной особенностью превращать неподготовленного читателя в иллюстрацию к далекому миру постсингулярности. Недоумение и легкий шок после прочтения становятся лучшими аргументами, говорящими в пользу таланта Райяниеми в изображении бесконечного будущего и способности трансформировать дезориентацию читателя в литературный прием.

Но, несмотря на все обаяние и оригинальность стиля, прочитав книгу единожды, останется только развести руками «Что за чушь?». Автор определенно пытается прыгнуть выше головы. Несуразным покажется все. Текст полнищийся отсылками к серии романов Мориса Леблана об Арсене Люпене. О чем вообще речь? Ле Фломбер и есть переосмысленный образ Люпена. Да и сюжет разворачивается по знакомым, любителям приключений Арсена, схемам. Определено, захочется придраться к бессмысленным заимствованиям из марсианской серии Берроуза, ведь можно было обойтись и без них. Даже прекрасные аллюзии на финскую мифологию покажутся до боли наигранными.

Стилистика и описания мест будут смущать своей противоречивостью до последних страниц. Постсингулярная эпоха, а люди ходят в пиджаках и платьях начала ХХ и конца ХIХ веков, едят шоколад тоннами, но при этом живут в шагающих городах с экзопамятью [те самые заимствования из марсианской серии Берроуза – прим.ред.], построенных в стиле итальянского возрождения и бороздят просторы космоса. Странно и совсем не научно, даже антинаучно и похоже на дешевую китчевую подделку. Но, если решиться на второй «заход», то все станет на свои места и приобретет особый шарм, а главное, столь не достающую первому «заходу», стройность.  

Открыв книгу снова, ловишь себя на мысли, как много упустил, не понял и не уловил. А упустил ты «слона», которого Райяниеми всевозможными приемами выдвигал на первый план. Реальность вокруг – это не прекрасный мир «блестящих башен и тог» и не мрачные трущобы «темной электроники», и даже не классическая твердая фантастика. Это знакомый нам с вами мир, продленный во времени, переживший сингулярность и отдающийся эхом давно минувшей эпохи.  От того то все и кажется непонятным и запутанным, а как вообще может быть понятным, то, что по определению где-то далеко за гранью современной мысли?

Наконец-то, прояснилось! Пришло осознание того, чего добивается автор своим китчем. Однако, пришедшим осознанием, откровения не заканчиваются. Поняв сколь глубоко капнул финский фантаст, начинаешь вникать в текст и терминологию. Выдуманные технологии обретают символический и конкретный смысл, постепенно схватывается суть происходящего, кроющяяся в деталях, до сего момента казавшихся несуразными. Сюжет понемногу из банального и вторичного превращается в правильный ненавязчивый фон, на котором во всей красе раскрывается мир.

Чудесный и недосягаемый Ублиетт [от фр. «oubliette», примерно перевести можно как «Забывайка» – прим.ред.] – шагающий марсианский город (Берроуз, мы тебя помним!) с «лабиринтом» и экзопамятью, к которой в любой момент могут обратится местные жители, при помощи своих «гевулотов». Такие приборы способны открывать и закрывать доступ к сознанию носителя. Жители делятся на Достойных и Спокойных, причем первые циклично сменяют вторых. Достойные – своего рода аристократы у которых есть доступ к технологиям «гевулот» и «экзопамять». Спокойные – потратившие свое запас времени горожане, превращенные в безэмоциональных и немых существ, в жизни которых нет ничего, кроме труда. Удивляет и поражает, а ведь это всего маленькая толика шизоидного мира.

Фэнтезийно прекрасные пейзажи Ублиетта оттеняются мрачным образом Соборности – технократической организации, претендующей на роль правительства Солнечной Системы. Эдакая пародия на СССР, а один из Основателей даже родом из Беларуси. Сторонники загрузки сознания, стремящиеся достичь бессмертия в своем понимании – сделать весь мир и все человечество единым, вечным и предопределенным.

Собороности прямо противопоставляются Зоку – наследники традиций MMORPG-шников. Гиконердохакеры увлекавшиеся во времена коллапса квантовыми технологиями и абсолютно случайно превратившиеся в коллективный разум. Сообщество Зоку связано камнями – квантовыми компьютерами, которые сцеплены друг с другом с помощью квантовых корреляций, что обеспечивает им всем неразрушимую, не перехватываемую и сверхсветовую связь. А на фоне вечной борьбы фракций идет торговля «гоголами» [потому что «Мертвые души» – прим.ред.] – безвольными сознаниями, загруженными в сеть и превращенными в послушных ИскИнов. Пираты в будущем качают с «торрент трекеров» уже даже не какие-нибудь крутые виртуальные примочки, ачужие сознания и воспоминания.

Поразительно, как после второго прочтения «Квантовый вор» превращается совсем в другую книгу. Благодаря разнообразным деталям и чудесным авторскими находкам текст начинает играть красками. Оправданные странности и тонкая сатира на современные культурные реалии веселят и заставляют лишний раз улыбнуться. А глубоко проработанный фантастический мир погружает в себя с головой, чему в достаточной мере способствуют забавные, но простоватые, в сравнении со сложным миром, персонажи.

На самом деле мне семьсот лет

Нельзя быть идеальным во всем — и Ханну Райяниеми не исключение. Есть и в его литературном чуде от мира фантастики свои недостатки, одним из которых оказались персонажи. Все-таки довольно типичная для приключенской фантастики структура истории → побег из тюрьмы → амнезия → попытки вернуть память → «тайна личности» → сопутствующие приключения → дает о себе знать, когда дело доходит до характеров героев. На фоне стремительно развивающихся событий и пестрящей красками ментально-виртуальной постсингулярности, героям просто некогда раскрыться и показаться в полный рост. Вот и получается такой себе набор. Посудите сами:

Ле Фламбер – эдакий Арсен Люпен с поправкой на будущее, о чем говорит даже легкий каламбур в имени. Вор, хакер, эгоист, злой гений, трикстер и просто хороший сверхчеловек, с переменным успехом пытающийся вернуть себе память. В процессе всем врет и всех подставляет – когда для дела, а когда и просто по велению души. Миели – его напарница, типичная бравая принципиальная женщина, превыше всего ставит честь, высоко ценит преданность и дружбу. Работает на Пеллегрини, ради того, чтобы вернуть то ли погибшую, то ли пропавшую, подругу, с которой их связывали… «близкие отношения». Ничего сверхинтересного.

Пеллегрини – Богиня-основатель Соборности. Ведет против других основателей игру, в которой ей зачем-то понадобился Ле Фламбер. Личность на редкость самовлюбленная и даже гедонистичная, воплощенная «воля к власти». Персонаж куда более интересный, чем предыдущие, но не выдающийся. Как и любой основатель равнодушна ко всему, кроме своей власти. Перхоннен – разумный корабль Миели. Осторожна, умна, преданна. Заботится о Миели по мере сил, своим спокойным характером сглаживая ее желание устроить всем боливийскую концовку. Довольно-таки забавная смесь Джина из Аладдина и «волшебного друга», но не более.

Как видно из беглых описаний персонажи действительно плоские и не особо интересные, хотя и скучными их не назовешь. Возможно Ханну просто еще не хватает литературного опыта, ведь мир у него получился весьма и весьма оригинальный. Впрочем, обычные персонажи, если хорошо подумать, совсем не портят книгу, а даже служат своеобразным серым фоном, для яркого фантастического мира «Квантового Вора».

Где-то на задворках постсингулярного мира

Теперь, когда озвучены идеи, раскрыты смыслы и разобраны недостатки, остается лишь подвести итог. Ханну Райяниеми удалось сделать что-то выдающееся с первого раза, и это заслуживает уважения. «Квантовый вор» ­– лет через десять станет культовым романом и его ценность будет почти невозможно отрицать. Лично мне такой расклад кажется закономерным, ведь финскому писателю удалось сделать шаг вперед в жанре, да и в литературе в целом.

Обрисовать будущее, при взгляде на которое, несмотря на его безумный внешний вид, можно узнать черты современного нам с вами мира и задаться рядом вопросов – много стоит. Да и вопросы после прочтения возникают самые разные. Иногда элементарные: «Хочу ли я такого будущего?», «Каково это быть чистым сознанием?», а иногда весьма специальные: «Станет ли человек будущего радикальным дуалистом, если его сознание более не зависит от тела?», «Как должна измениться психика человека, способного сохранять и удалять свои воспоминания?». Повторюсь, для меня все очевидно, «Квантовый вор» – современная классика.

Впрочем, вы знаете правило – читайте текст, а не выводы.

Коротко о произведении: Постсингулярное нечто   

Рекомендуем:
  1. Ханну Райяниеми «Fisher of Men»
  2. Ханну Райяниеми «Snow White Is Dead»