Психологические теории развития человека

Статья №3: «Восемь ступеней на пути к личности. Теория Эрика Эриксона (часть 2)»

Статья №3: «Восемь ступеней на пути к личности. Теория Эрика Эриксона (часть 2)»

В предыдущей лекции мы рассмотрели первые четыре ступени психосоциальной теории. Concepture публикует вторую часть лекции, посвященной теории Эрика Эриксона.


5. Юность: самотождественность Я – ролевое смешение

На возраст от 12 до 18 лет приходится пятая стадия в схеме личностного роста Эриксона. Подростку предстоит либо обрести устойчивую идентичность, либо запутаться в смешении социальных ролей. Для достиженя положительного результата необходимо собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, школьники, спортсмены, музыканты, друзья и т.д.) и объединить их в целое (свою самотождественность). Самотождественности «Я» представляет собой возросшую уверенность человека в том, что его способность сохранять внутреннюю цельность (психологическое значение Я) согласуется с оценкой, даваемой другими людьми. Молодые люди, проходящие этот этап, должны нучиться воспринимать себя внутренне тождественными самим себе. В конечном счете у индивидуума складывается устойчивый образ самого себя, который с одной стороны вырастает из прошлого, а с другой — смыкается с будущим. При этом внутреннее ощущение самотождественности должно подкрепляться признанием и совпадающей оценкой близкого окружения.

Согласно Эриксону, основа гармоничного формирования собственной идентичности закладывается в детстве. Однако не меньшую роль в этом играет и влияние тех социальных групп, к которым подростки себя относят. Например, Эриксон отмечал, что чрезмерное отождествление с киноактерами, спортсменами, музыкантами подавляют личностное начало в подростке, тем самым искажая формирование самотождественности. Существует факторы, которые не просто искажают, но прямо препятствуют образованию идентичности, внося высокую степень неопределенности в жизнь подростков, что, в конце концов, приводит к путанице ролей (кризису идентичности). Человек оказывается не способен выбрать свой жизненный путь и внятно ответить на вопрос «Кто я?». К таким факторам можно отнести: обилие информации, порождающей противоречивые взгляды; резкие социальные изменения, нарушающие привычное течение жизни; подрыв авторитетов и как следствие потеря доверие ко всяким ориентациям (политическим, аксиологическим, духовным). Подростки, страдающие от кризиса идентичности, переживают острое чувство своей бесполезности и тоски от бесцельности своего существования. Иногда это приводит к бросанию в крайность. Чтобы хоть как-то определиться, подростки действуют от противного и кидаются в сторону «негативной» самотождественности – противоположной той, что настойчиво предлагают им окружение. Это объясняет высокий процент преступлений среди подростков, их вызывающее поведение, стремление придерживаться контркультурных позиций. Средством, которое может помочь подростку успешно преодолеть пятый эатп, Эриксон называет «верность». Под «верностью» Эриксон понимает спообность подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей.

6. Ранняя зрелость: близость – изоляция

Шестой стадией является начало зрелости — ранние годы семейной жизни (от 20 до 25 лет). Поскольку в центре основных интересов человека в этот период находятся межличностные отношения, положительный и отрицательный полюса знаменуются близостью и изоляцией соответственно. Под близостью Эриксон понимает не только физи­ческую близость, но и способность заботиться о другом человеке в самом широком смысле: делиться с ним самым сокровенным в плане чувств и самым су­щественным в плане мыслей. Близость харарктеризуется отсутствием страха потерять себя при установлении душевно-интимного контакта с другим. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии напрямую зависит от того, насколько успешно человек про­шел предыдущие стадии. Понятие «близости» не обязательно связано с межполовыми отношениями, оно распространяется и на дружбу. Например, между боевыми товарищами часто образуются тес­ные задушевные связи.

В случае же неспособности достичь близости в дружбе или браке, человек погружается в состояние изоляции, его уделом становится одиноче­ство. Человеку становится не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Одной из причин неспособности установить близкие отношения с другими является самопоглощенность. Люди, всегда ставящие в центр коморт своего «я», предпочитают огрничиваться исключительно формальными взаимодействиями: работодатель-работник, оказатель услуг-клинет, членство в клубе и т. д. Такие люди не способны по-настоящему открыться другому и посвятить его свой внутренний мир, потому что это потребует ответных действий — посвящения во внутренний мир другого. Но посвящение в мир другого будет означать выход из состония самопоглощенности, перенос акцента со своего «я» на чье-то «ты». Поэтому такие люди, чувствуя опасность, исходящую от близких отношений, занимают позицию невовлеченности, со временем переходящую в отчужденность. В числе причин, мешающих достижению близости в межличностных отношениях, Эрикосн указывает условия технологического общества: урбанизированного и обезличенного. Средством, способствующим преодолению изоляции и установлению близости, Эриксон называет любовь, понимаемую им как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они требуют уступок или самоотречения.

7. Средняя зрелость: продуктивность – инертность

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет). Основная проблема, встающая перед человеком в этот период – выбор между продуктивностью иинертностью. Продуктивность проявляется как забота старшего поколения о младшем. Все, что передается от поколения к поколению (знания, материальные объекты культуры) являются элементами продуктивности. Импульс к активной заинтересованности в высоком уровне будущей жизни потомков дает забота, которую Эриксон определяет как «расширение взятых на себя обязательств попечения о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии. Она представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений.

Те же взрослые, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние инертности, при котором основным предметом заботы являются персональные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества – жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд. Это явление известно как «кризис старшего возраста», который выражается в чувстве безнадежности и бессмысленности жизни.

8. Поздняя зрелость: цельность Я – отчаяние

Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. В этот период люди оглядываются назад и, вспоминая свои неудачи и успехи, переосмысливают собственные решения и действия, подводя жизненный итог. Если по завершении этой ретроспекции человек может безо всяких экивоков сказать себе «я доволен», значит он достиг искомой цели своего становления, он обрел цельность своего «я». Его больше не страшит неотвратимость смерти, так как свое бессмертие он видит в потомках или в творческих достижениях. Цельность личности находит выражение в мудрости, которой Эриксон дает такое поэтическое определение: «Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти».

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде неосуществленных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, поэтому они впадают в отчаяние. Эриксон выделяет два типа настроения у отчаявшихся пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир (брюзжание). Поскольку отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к цельности, старики пытаются приукрасить свои воспоминания, выдать желаемое за действительное. Чувство горечи по поводу нереализованности собственной жизни зачастую ведет к сенильной деменции (старческому слабоумию), депрессии, ипохондрии, сильной озлобленности и паранойяльности, словом, к маразму.