Статья №5: «Дополняя Маркса. Культурно-историческая теория Льва Выготского»

Статья №5: «Дополняя Маркса. Культурно-историческая теория Льва Выготского»

Огромный вклад в психологическое исследование развития личности внесли и советские ученые. Concepture публикует небольшую статью, посвященную теории развития Выготского. 

В 1927 году выдающийся советский психолог Лев Семенович Выготский вместе с группой сотрудников, в которую входили такие крупные ученые как Леонтьев, Лурия, Божович и другие, начал осуществлять серию экспериментальных исследований, результаты которых позволили ему в последующем сформулировать ключевые положения своей культурно-исторической теории развития человека. Основополагающей идеей Выготского стала идея социального опосредования психической деятельности человека. Опираясь на марксистское учение об общественно-исторической природе человеческого сознания, Выготский показал, что в процессе культурного развития складываются новые высшие исторически возникающие формы и способы деятельности, так называемые высшие психические функции, включающие произвольное внимание, логическую память, понятийное мышление и разумную речь. Историческое возникновение высших психических функций Выготский связывает с трудовой деятельностью. Дополняя теорию Маркса об орудиях труда, как «костной и мускульной системе производства», Выготский вводит понятие «психологические орудия», к которым относит язык, число и письмо (в общем смысле – знаки). Если орудия труда направлены на овладение природы, то психологические орудия выступают средством воздействия на самого себя и в силу этого делают психические процессы сознательными. Таким образом, Выготский выделяет два типа психического развития человека: биологическое и историческое (культурное). Эти типы существуют в слитом виде и образуют единый процесс.

Вклад Выготского в отечественную психологию состоит не только в выявлении высших функций человеческой психики, но и в раскрытии закона их развития у отдельного человека. Выготский формулирует его так: «Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, – сначала в социальном, потом – в психологическом, сначала между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Например, речь, чья первичная функция является коммуникативной (речь как средство общения), впоследствии становится внутренней речью, то есть уже начинает выполнять интеллеткуальную функцию (речь как средство мышления, как способ формулирования мыслей). Из этого следует, что основным механизмом развития высших психических функций является интериоризация. Интериоризация – это перевод внешних действий во внутренний план сознания. Исходя из этого можно проследить, каким образом осуществляется формирование высших психических функций: 1) по факту рождения у ребенка начинается натуральная линия развития (природные психические функции: ощущения, восприятие, непроизвольная память); 2) при взаимодействии с окружающим социальным миром возникает культурная линия развития ( социальные психические функции: абстрактное мышление, воображение речь, произвольная память); 3) со временем социальные психические функции интериоризируются, становясь индивидуальными социальными психическими функциями (уникальное мышление, авторский строй речи).

Поскольку культурно-историческое развитие человека является социальным по своей природе, оно реализуется только через обучение. Обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, форм и способов социальной деятельности, вырабатонных человечеством. Поэтому шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Ребенок развит настолько, насколько обучен. Существует однако и измерение чисто биологического развития, понимаего как процесс количественных и качественных изменений организма. С ним обучениее соотносится не по типу тождества (одно и то же), а по типу единства (разное, составляющее одно).

Обучение ребенка продуктивно в том случае, если оно осуществляется по принципу зоны ближайшего развития (расхождения между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития, которого ребёнок может достигнуть). То есть,  обучение двигает развитие вперед, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. В процессе обучения ребенок должен сталкиваться с задачами и препятствиями, превышающими наличный уровень его способностей, это обеспечивает стремление повысить этот уровень, что в конечном счете приводит к развитию. В противном случае, ребенок застревает на месте.

Культурно-историческая теория Выготского не только обосновала положения о социальной природе человеческого развития, но и сформулировала законы, а также вскрыла механизмы того, как это развитие осуществляется.


Рекомендуем прочесть:

1. Л. Выготский – «История развития высших психических функций»;

2. Л. Выготский – «Лекции по психологии». 

Автор: Шарипов Алибек
650