«Вехи»: «Эпический театр» Бертольда Брехта
Бертольд Брехт в кругу читателей известен как драматург, а в кругу литературоведов, как теоретик искусства, в частности, как автор концепции «эпического театра». Concepture публикует заметку, посвященную разбору этого концепта.
Проще всего выявить смысл «эпического театра» Брехта в сравнении с «психологическим театром» Станиславского. Напомним, что последний строился на основе принципа переживания. Смысл этого принципа заключался в том, что актер, играя на сцене, должен был стремиться подлинно переживать чувства своего персонажа. Эта подлинность, в свою очередь, затрагивала зрителей, эмоционально приобщая их к сценическому действу. По смыслу эта техника очень напоминала процедуру партиципации (со-участия), описанную Леви-Брюлем. Только в случае системы Станиславского, со-причастность устанавливается не между индивидом и тотемом, а между зрителем и актером. Если угодно, происходит полное отождествление наблюдающего с наблюдаемым, и достигается это за счет мощной эмоциональной фасцинации, передачи энергетики переживаемых актером чувств.
Бертольд Брехт, живой свидетель экспансии фашистской идеологии, слишком хорошо знал, к чему приводит чисто эмоциональная коннексия без участия рефлексии. Поэтому свою теорию «эпического театра» он выстраивает на совершенно противоположных принципах. Нужно отметить, что слово «эпический» совсем не отражает смысл концепции Брехта. В техническом отношении, конечно, имеет место соединение драматического действия с эпической повествовательностью, но сверхзадача, которую ставит Брехт все же иная. А именно: обращение актера к аналитическим способностям зрителя, пробуждение в нём сомнения, подталкивание к осознанию стоящих за тем или иным разыгрывающимся конфликтом исторически обусловленных общественных отношений.
Если целью «психологического театра» Станиславского было овладение эмоциями зрителя, чтобы тот слился с происходящим на сцене, утратив ощущение границы между спектаклем и реальностью, то целью «эпического театра» Брехта являлось формирование критической позиции зрителя, его осознание собственной несознательности, желание изменить ход событий, уже не на сцене, а в реальности. Эта цель по Брехту в рамках «эпического театра» может быть достигнуть засчет эффекта очуждения (Verfremdung), не путать с марксистским понятием отчуждения (Entfremdung).
Эффект очуждения по своему смыслу аналогичен эффекту остранения (термин Шкловского). Оба направлены на дестереотипизацию воспринимающего сознания. Как писал сам Брехт: «Необходимо лишить событие или характер персонажа всего, что само собой разумеется, знакомо, очевидно, и вызвать удивление и любопытство». Зачем нужно вызывать удивление? Затем, что по Аристотелю, с него начинается всякое подлинное познание. Другими словами, иногда человек только думает, что понимает, в действительности же он просто рекогницирует, соотносит реальность со своим представлением о ней, оставаясь в рамках представления, так и не выходя на уровень самой реальности.
По своему назначению «эпический театр» осуществлял функцию политической рефлексии. Зритель, выходя из театра, находясь под действием эффекта очуждения и воспринимая все явления как будто в первый раз, должен был направить свой очищенный взор на социополитическую ситуацию в своей стране, осознать и критически оценить ее.
Эффект очуждения достигался засчет:
-
Столкновения формы и содержания пьесы в непримиримом конфликте.
-
Схематичного представления того или иного предмета, вместо его полноценного изображения.
-
Ритмической дикции актеров, свободной от каких бы то ни было эмоциональных интонаций.
-
Дистанцированного показа актером своего персонажа, вместо перевоплощения в него.
-
Использование в театральной постановке киноприемов: монтаж эпизодов, комментарии (субтитры) к действию, титры и пр. с целью подчеркивания искусственности ситуации.
-
Разрушение четвертой стены: прямые обращения в зал, перемена декораций на виду у зрителя с целью освобождения зрителя от сценической иллюзии.
Рекомендуем прочесть:
1. К.Станиславский – «Работа актера над собой».
2.Б.Брехт – «Теория эпического театра».
3.Б.Брехт – «Малый органон для театра»