«Колорит»: Черный квадрат Малевича. Икона современного мира
В мире искусствоведов по-прежнему не утихают споры вокруг «Черного квадрата» Малевича. Что это? Гениальный шедевр или дутая мазня? Concepture публикует статью, освещающую социокультурный контекст этого произведения.
Необходимо отметить, что в конце XIX начале XX веков начинает происходит коммерциализация искусства. Появляется так называемый арт-рынок. С этого момента произведения искусства превращаются в продукт, и как всякий продукт, они должны обладать высоким коэффицентом продаваемости. Художники отныне стремяться не к качеству, а к оригинальности, потому что спрос на оригинальный продукт гораздо выше.
Если вкратце объяснять причины профанации искусства, его перемещения из храмов и соборов на рынки, можно сказать, что во всем виновата, как всегда, буржуазия, так называемый средний класс. Дело в том, что, когда впервые появилась эта прослойка зажиточных горожан, она практически во всем начала подражать аристократии, в том числе и в тяге к прекраному. Но по причине отсутствия высокого эстетического вкуса, проистекавшего из нехватки образования, тематика картин, которые горажане заказывали у художников, заметно снизилась. Если еще в XV веке Рафаэль расписывал капеллы, изображая библейские сюжеты, то уже в XVII веке Флорис ван Дейк рисует «Натюрморт с сыром», предназначенный для украшения дома какого-нибудь бюргера. Со временем мещанско-бытовая тематика приелась. Романтизм объявил войну всему обыденному и тривиальному. Но уже к концу XIX века пафос романтизма иссяк, а народ по-прежнему был охоч до новенького. В этот период и возникают первые эксперименты с формой (импрессионизм, постимпрессионизм, Сезанн как предтеча авангарда). «Как» становится важнее, чем «что». В XX веке за короткий отрезок времени появляется огромное количество разнообразных течений, именно потому что началась гонка за самое оригианльное «как». При этом каждое новоявленное направление начинало с опровержения предыдущего (кубофутуристы низвергали футуристов, лучисты – кубофутуристов, супрематисты – лучистов и т.д.). В этой грызне за почетный титул стать самым вычурным художественным явлением, безусловно, победил «Черный квадрат», «икона современного мира» – как называл его сам Малевич.
Впервые «Черный квадрат» появился в эскизах Малевича к опере Матюшина «Победа над солнцем». По замыслу Малевича он должен был заменить солнце и символизировать победу искусственного человеческого начала над органическим природным. В качестве концептуального проекта Малевич датирует создание «Черного квадрата» 1913 годом, однако картина в том виде, в каком ее все знают, была завершена только в 1915. Она была показана публике на «Последней футуристической выставке картин 0,10». Малевич специально поместил ее в так называемый «красный угол» (красный угол – это наиболее почетное место в доме у православных христиан, куда помещается икона). Подтекст этой акции превращал ее в провокацию: смотрите, на месте Бога – ничего, пустота, черный квадрат! Примечательно, что Малевича не сожгли на костре, а вознесли на вершину, тем самым признав легитимность его богохульных прокламаций. Его PR-акция совпала с веяниями века (нигилизмом в Европе и ростом атеистических настроений в России). Успех этой выставки положил начало целой тенденции концептуального искусства, мастерство и глубина чувства в котором отбрасываются за ненадобностью, а на первом месте стоит умозрительный смысл, концептуальное значение, которое автор вкладывает в свою конструкцию. Произведение концептуальной живописи невозможно понять без сопроводительного текста на 5 страниц, изобилующего малопонятными терминами, для своей дешифровки, в свою очередь, требующих обращения к специальным словарям.
Со временем интеллектуальная мода превращается в одержимость. Если ты не понимаешь художественной ценности «Черного квадрата», значит ты не дорос до понимания этого великого произведения. Версия о том, что понимать-то собственно нечего – сразу же отвергается. Искусствоведы и критики успели изобрести уйму всевозможных интерпретаций, оправдывающих «Черный квадрат». Можно услышать заверения, что картина обладает магическим воздействием на сознание, что она завораживает зрителя и открывает ему бездны Вселенной, первоначальное Ничто и прочее прочее в таком духе. Но все мы помним бессмертные строчки классика: «теория, мой друг, суха, а древо жизни зеленеет вечно».
Легитимацию и апологию «Черного квадрата» и других произведений такого рода, вообще подчинение законов искусства законам рынка можно расценивать как симптом эпохи. Как писал А. Бенуа, современник Малевича, «Черный квадрат в белом окладе – это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели».
Исчерпывающую характеристику современному искусству в своем эссе, посвященному «Черному квадрату», дала Татьяна Толстая: «Ремесло не нужно, нужна голова; вдохновения не нужно, нужен расчет. Люди любят новое – надо придумать новое; люди любят возмущаться – надо их возмутить; люди равнодушны – надо их эпатировать: подсунуть под нос вонючее, оскорбительное, коробящее. Если ударить человека палкой по спине – он обернется; тут-то и надо плюнуть ему в лицо, а потом непременно взять за это деньги, иначе это не искусство; если же человек возмущенно завопит, то надо объявить его идиотом и пояснить, что искусство заключается в сообщении о том, что искусство умерло, повторяйте за мной: умерло, умерло, умерло».
Рекомендуем прочесть:
1. К. Малевич – «Черный квадрат».
2. К. Малевич – «Беспредметность».