2021

«Эротика Текста»: «Школа для дураков» С.Соколова. Стоит ли читать классику русского постмодерна?

«Школа для дураков» – это первый роман Саши Соколова писателя, поэта и эссеиста, эмигрировавшего в 70-е годы сперва в Европу, а затем в США (сейчас живет в Канаде). Оставаясь литератором, он сменил десяток профессий: журналист, военный переводчик, егерь, кочегар, побывал в советской армии, психлечебнице и тюрьме. Concepture публикует материал, который поможет разобраться в том, стоит ли браться за чтение первого романа последнего русского писателя?
«Эротика Текста»: «Школа для дураков» С.Соколова. Стоит ли читать классику русского постмодерна?

Классика русского постмодерна

Саша Соколов издал три больших произведения: «Школа для дураков» (написан в 1973), «Между волком и собакой» (1980) и «Палисандрия» (1985), а затем перестал публиковаться (но не писать). Сам автор утверждает, что черновой вариант четвертого романа сгорел. Нередко можно встретить сравнение Соколова с Сэлинджером, Фолкнером и Джойсом, любопытно, что он своим кумиром считает Михаила Лермонтова (весьма оригинальный выбор, учитывая, что обычно равняются на Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого или Чехова).

В России Соколова вновь открыли в 90-х, но к концу 2000-х опять стали забывать, ведь он не столь продуктивен и скандален как другие писатели его поколения – Виктор Ерофеев, Виктор Пелевин и Владимир Сорокин. Однако это несправедливо, учитывая таланты Соколова: он показал, что огромные возможности русского языка либо забыты, либо до сих пор слабо исследованы (возможно, этот косвенный упрек отечественным литераторам многие до сих пор ему не простили). Есть также мнение, что новое поколение российских прозаиков, в большинстве своем, в той или иной мере испытали влияние Соколова.

На фото: Саша Соколов и Марлин Ройл

Личный архив Саши Соколова

Свой первый роман Соколов напишет еще на Родине, а издаст уже в США, в 1976 году. «Школа для дураков» получит, в основном, благосклонные отзывы критиков, хотя и не всем в среде русской эмиграции придется по вкусу появление нового таланта. В России этот роман появится в конце 80х – начале 90х и сразу же породит обширную библиографию. Сегодня мода на Соколова (особенно у литературоведов) прошла, но «Школа для дураков» остается одним из «классических» произведений русского постмодерна.

Вам стоит прочесть «Школу для дураков», если:

1

Вас привлекают формальные эксперименты с текстом, которые призваны отразить не просто поток сознания, но сознание редуцированное, своеобразно искаженное (сознание ребенка-шизофреника).

Именно в связи со сложным текстом, полным скрытых аллюзий и одновременно психотических эффектов (например, буквализация метафоры) Соколова считают ярким примером литературы постмодерна с ее интересом к мозаичному, расколотому сознанию.

2

Вас вдохновляют авторы, хорошо знающие и любящие русский язык. Литературный язык Соколова – едва ли не эталон стилистического и лексического богатства русского языка. Его роман «Между собакой и волком» – это потрясающая энциклопедия народных словечек и речевых формул (но именно поэтому многие неизвестные слова можно понять, только опираясь на свою языковую интуицию).

«Школа для дураков» ему мало чем уступает, но погружает она не в толщу народной речи, а в язык детей, с их необычными попытками понять вещи взрослого мира, смысла которых они еще не знают. Это чтиво для филологов и настоящих ценителей языка – вам решать, относитесь вы к ним или нет.

3

Вы верите, что любви все возрасты покорны. И тут нечего добавить.

4

Для вас Набоков – вполне авторитетный советчик. Незадолго до смерти Владимир Набоков прочел первый роман Соколова, изданный в США. Роман ему понравился, он рекомендовал его как «обаятельную, трагическую и трогательнейшую книгу».

Впрочем, Набоков всегда был очень предвзятым (а порой и весьма странноватым в своих вкусах) литературным критиком – например, он яростно доказывал, что Достоевский – это убогая криминальная литературка, не достойная стоять в одном ряду с великими русскими писателями.

5

Вы уже наслышаны об этом романе, или о сложной биографии его автора, или даже прочли другие работы Саши Соколова (например, его поистине гениальное эссе «Тревожная куколка»). Если это так, то вам действительно пора познакомиться с его первым романом.

 

Вам не стоит тратить время на «Школу для дураков», если:

1

Вас раздражают тексты, в которых ничего сразу не понятно, а реалистическая канва событий отсутствует как класс. Линейное повествование, однозначные оценки со стороны автора, единство места, времени и действия – всё это отброшено автором, т.к. противоречит его замыслу (исследовать детское, расколотое сознание).

2

Вас не интересуют любовные страдания героя с отклонениями или попросту своих хватает. Ну что тут скажешь: бывает и такое.

3

Вы любите в сюжете мощную интригу с яркой развязкой и катарсисом. Их не будет, впрочем, даже само отсутствие развязки порой способно вызвать катарсис.

4

Вам больше нравится читать многостраничные продолжения, чем перечитывать ранее прочитанное. Саша Соколов опубликовал немного своих сочинений, после чего многократно их редактировал и сознательно писал «в стол», так что если он вам понравится, то вы обречены на перечитывание (впрочем, он пишет так, что каждое перечитывание как новое).

5

У вас достаточно личных поводов не обращаться к теме детства, не вспоминать свои юношеские перипетии и несчастные влюбленности. Детство – очень часто пора травм, а не радужных воспоминаний. Каждый имеет полное право не читать не только о том, что неинтересно, но и о том, что слишком болезненно.

В конечном счете «Школа для дураков» – это книга, которую трудно с чем-то сравнить. Она по-своему уникальна и неповторима, даже если признать, что в чем-то она не вполне удалась. То же самое можно сказать о каждом. Каждый из нас отличается от того, кем он хотел стать в детстве. Иногда об этом полезно вспомнить.

Возможно вы не знали:
Саша Соколов лесоруб
Переехав в Вену, писатель не мог найти работу, поэтому помочь вызывался федеральный канцлер Австрии Бруно Крайский. Когда тот спросил Соколова чем же он намерен заниматься, тот ответил, что работал на Волге егерем, жил в лесу и мог бы заняться тем же делом. И вот по личной протекции канцлера его устроили лесорубом в Венском лесу, «в том самом, где "сказки Венского леса"». Работа была настолько тяжелой, что ему едва хватало сил и времени, чтобы писать письма.
Соколов и Борхес
По признанию Саши Соколова в одном из интервью «самими важными минутами в жизни» для него стала встреча с Борхесом. Он не рискнул подойти познакомиться, но на него произвело впечатление как огромная аудитория одного из американских университетов почтительно встала и зааполдировала, когда в зал под руки ввели старого слепого человека. На фоне непопулярности серьезной литературы эта десятиминутная овация от трех с половиной тысяч человек, потрясла писателя.
Рекомендуем:
  1. Саша Соколов «Тревожная куколка: эссе».
  2. П.Вайль, А.Генис «Уроки школы для дураков».