2021

«Эротика Текста»: Философия и Поэзия. За и Против

«Эротика Текста»: Философия и Поэзия. За и Против

Выдающийся философ Мартин Хайдеггер писал, что «философия и поэзия стоят на противопо­ложных вершинах, но говорят одно и то же». Обе, каждая по-своему, открывает истину Бытия. Философия стремиться эту истину закрепить в понятиях и категориях, Поэзия – дать проявиться ей в художественном образе. Concepture пытается взвесить все «за» и «против». 

Если бегло окинуть взглядом историческую панораму отношения общества к поэзии и философии, станет ясно, что первая всегда была в почете, сначала в качестве сакральных гимнов, воспевающих богов, затем – эпических сказаний, повествующих о героях, и в конце концов – лирических элегий, выражающих чувства любого человека. Философия такой лояльностью никогда не пользовалась, поскольку апеллировала к разуму, а не сердцу. Мыслить же, как известно, куда труднее и неприятнее, чем, скажем, предаваться ностальгии или любоваться закатом.

Причина, по которой философия уступает поэзии в плане человеческих преференций, вполне понятна. Поэзия не требует специальной подготовки для своего восприятия. В этом не трудно убедиться. Где бы вы ни находились, какой бы контингент вас ни окружал, если вы начнете декламировать Ходасевича, Окуджаву, Бродского, люди не будут впадать в прострацию, что, кстати, непременно произойдет, если вместо названных поэтов вы примитесь читать отрывки из Мальбранша, Поппера или Оккама.

Вывод ясен: человек – существо преимущественно психологическое, и только в последнюю очередь – логическое, поэтому между Гомером и Аристотелем, Шекспиром и Гассенди, большинство выберет слепого старика и стратфордского актера. Для пущей убедительности давайте сравним два катрена поэта серебряного века Михаила Кузьмина и пассаж уже упомянутого нами Мартина Хайдеггера.

1
Успокоительной прохладой
Уж веют быстрые года.
Теперь, душа, чего нам надо?
Зачем же бьешься, как всегда?
 
Куда летят твои желанья?
Что знаешь, что забыла ты?
Зовут тебя воспоминанья
Иль новые влекут мечты?

2

«Бытие в смысле раскрывающего превосхождения и сущее как таковое в смысле хранящего выхода в мир, будучи так различены, бытийствуют из того же, из различающего раздела. Он впервые дарует и разверзает то Между, в котором превосхождение и выход удержаны друг с другом вместе, раздельно и согласно слажены друг с другом. Различие бытия и сущего как раздел превосхождения и выхода есть их раскрывающе-сохраняющий лад. В ладе правит просвет замыкающегося и скрывающегося, и это правление дарует раздельность и согласие превосхождения и выхода»

Ни в коем случае не отказывая немецкому мэтру в глубине мысли, мы все же согласимся с тем, что первый отрывок куда ближе и понятнее.

Выводы

Итак, первый опыт сравнения показывает, что поэзия в силу своей непосредственной обращенности к чувствам, имеет большую общественную ценность, нежели философия, с ее мудренным терминологическим аппаратом и прочими головными конструкциями. Однако прежде чем делать окончательный вывод, нам бы хотелось перевести фокус внимания с абстрактных философии и поэзии на конкретных философов и поэтов. И здесь нам открывается совсем иная картина. Биографии прославленных поэтов почти сплошь и рядом пронизаны разного рода страданиями, которые, как правило, приводят к ранним смертям или самоубийствам. Достаточно вспомнить имена Пушкина (смерть на дуэли в 37), Лермонтова (смерть на дуэли в 26 лет), Есенина (повесился), Маяковского (застрелился), Цветаевой (повесилась), Гельдерлина (сошел с ума) и многих других.

На фоне трагических биографий поэтов относительно благополучная жизнь философов выглядит куда более привлекательно. Гегель, например, будучи общепризнанным мыслителем, прожил в достатке и благоденствии 61 год. Кант, чуравшийся любых крайностей, вел размеренную спокойную жизнь в течение 79 лет. Платон, несмотря на все перепитии своей непростой судьбы, дожил до 80 и под конец жизни основал школу, которая просуществовала почти тысячу лет. Список можно продолжать. На возможные возражения по поводу трагических примеров биографий философов, таких как, например, Ницше или Кьеркегор, мы ответим так: эти философы мыслили и ощущали мир поэтически, то есть они в большей степени были поэтами, нежели философами.

Подводя итог, можно констатировать довольно парадоксальную ситуацию. Люди ценят поэзию больше, чем философию, но выбирая между биографиями поэта и философа, предпочитают жизнь последнего.

Рекомендуем прочесть:

1. М. Хайдеггер – «Гельдерлин и сущность поэзии»;

2. Г. Гадамер – «Философия и поэзия».