«Колорит»: Идейный бродяга. Жизнь и искусство Франсиса Пикабиа
«Наша голова круглая, так что мысли могут изменить направление движения.» Эту знаменитую фразу слышали многие, но не многие знают имя ее автора – Франсиса Пикабиа, эксцентричного художника и родоначальника дадаизма и сюрреализма. К 100-летнему юбилею дадаистского движения Concepture подготовило несколько слов о его ярчайшем представителе.
Творческий путь Пикабиа (1879-1953), полный провокационных акций и скандальных жестов, имеет скорее не прямую, а зигзагообразную форму. Какие техники он только не осваивал: начиная как импрессионист, в итоге он внес существенный вклад в дадаизм, побывав в разные периоды жизни кубистом, фовистом, дадаистом и абстракционистом.
Среди великих художников XX века Пикабиа остается горячо обсуждаемой фигурой благодаря выраженной эклектике его художественного наследия, авторской настойчивости в поисках новых способов деятельности. На протяжении всей жизни «странничество по идеям» Пикабиа отражается на функционировании его стиля, характеризующегося сложным балансированием между высоким искусством и китчем, консерватизмом и радикализмом и в придачу едкой самоиронией и самокритикой.
Сам Пикабиа так выражал свое кредо: «Если хочешь, чтобы идеи оставались чистыми, надо менять их как рубашки». Это означает то, что он не стремился двигаться в одном стиле, а каждый раз менял его до неузнаваемости. Деятельность Пикабиа вовсе не ограничивалась живописью.
Он известен и как драматург, режиссер, писатель, теоретик сюрреализма и редактор авангардных журналов. В то время как произведения Пикабиа в стиле ДАДА являются очень хорошо известными, его работы в других живописных стилях еще требует тщательного изучения. Нельзя не согласиться со словами друга-дадаиста Пикабиа, Марселя Дюшана, который назвал его величайшим представителем свободы в искусстве.