«Эротика Текста»: Из двух зол. Анджей Сапковский и его «Ведьмак»

«Эротика Текста»: Из двух зол. Анджей Сапковский и его «Ведьмак»

Истинно, истинно говорю вам, придёт век Меча и Топора, век Волчьей Пурги. Придёт Час Белого Хлада и Белого Света. Час Безумия и Час Презрения, Tedd Deireadh. Час Конца. Concepture публикует свой анализ произведений о ведьмаке Геральте.

«Нет ничего более опасного, нежели научно обоснованный шовинизм»

«Крещение Огнем»

Анджей и его Ведьмак

Прежде чем начать говорить о вселенной ведьмака, и о том, что она из себя представляет, мне кажется, стоит немного рассказать об Анджее Сапковском. Он родился в 1948 году в городе Лодзь. Профессионального филологического или литературоведческого образования не имеет; закончил факультет торговли университета в этом же городе. С 1972 по 1994 работал по специальности. Недавно закончил писать еще одну книгу по вселенной Ведьмака, по всей видимости, не последнюю (хорошо ли что не последнюю?); называется она «Сезон Гроз». Помимо всего прочего Анджей занимается написанием публицистическо-аналитических работ, посвященных проблемам создания и интерпретации фэнтезийных произведений: «Пособие для начинающих писателей фэнтези», «Пируг, или нет золота в Серых Горах», «Меч, магия, экран», «Без карты ни шагу» и т.д. Сапковского относят к представителям постмодернистского фэнтези, так как автор зачастую деконструирует , то есть последовательно, самыми необычными способами разрушает, мифологические образы и сказочные сюжеты.  

Вселенная, в которой обитает ведьмак по имени Геральт из Ривии (это, кстати, не настоящее имя) появилась в 1986 году в одноименном рассказе «Ведьмак» - первом по хронологии рассказе о Геральте. Позже он вошел в сборник «Последнее Желание». Сборник же представляет собой достаточно интересно структурированный нарратив, он состоит из одного сквозного рассказа-диалога («Глас Рассудка»), разделенного на фрагменты, в котором нам преподносят в виде небольших припоминаний-реминисценций события из жизни ведьмака. Они, в свою очередь, ничто иное, как переосмысленные автором классические сказочные сюжеты. Например, рассказ «Крупица Истины» - это интерпретация и деконструкция «Красавицы и Чудовища», а любимый мной рассказ «Меньшее зло» - эдакий извращенный вариант «Белоснежки».

Начиная с 1994 года Сапковский почти подряд пишет-издает книги о приключениях «Белого Волка» (одно из прозвищ Геральта). В 1999 выходит последний по хронологии роман о Ведьмаке «Владычица Озера» (но мы ведь знаем, что уже появился «Сезон Гроз»). Затем последовала трилогия о молодом маге Рейневане - историческая фантазия на тему гуситских войн. На сегодняшний день Анджей занимается созданием очередной книги и публицистической работой.

Вселенная Ведьмака

Ну вот мы и завершили краткий обзор биографии автора, теперь можно перейти к Ведьмаку, его философии и миру, в котором он существует. Начнем с самого главного: кто такой Ведьмак и чем он занимается? «Воистину, нет ничего более отвратного, нежели монстры оные, натуре противные, ведьмаками именуемые, ибо суть они плоды мерзопакостного волшебства и диавольства. Это есть мерзавцы без достоинства, совести и чести, истинные исчадия адовы, токмо к убиениям приспособленные. Нет таким, како оне, места меж людьми почтенными. А их Каэр Морхен, где оные бесчестники гнездятся, где мерзкие свои дела обделывают, стерт должен быть с лона земли и след по нему солью и селитрой посыпан…».

Удивительно следующее, насколько расходится образ, созданный Сапковским, с вышеприведенным описанием. Геральт, как это ни странно, во множестве ситуаций оказывается человечнее и добродетельнее большинства людей. Ведьмак является центральным аллегорическим элементом всего повествования, «мутант» и «убийца чудовищ», который на поверку оказывается куда более человечным и принципиальным нежели те, кто его осуждает. На фоне Геральта еще отчетливее становится видна темная сторона человеческой природы.

Суть философии, в соответствии с которой пытается жить Геральт, заключается в одной единственной фразе - «Есть только поступки и их последствия».

Красной линией через все книги проходит идея обыденности, тривиальности зла. Монстрами оказываются не вампиры, виверны, вилохвосты, гули и прочие чудища, а люди с их: похотью, злобой, жадностью, глупостью и жестокостью. Показательным в этом плане является диалог Геральта и его товарища Региса (400летнего вампира), занимающегося целительством, они говорят о человеческой природе, о причинах появления мифических чудовищ, и о том, на самом ли деле столь страшны эти чудовища? Регис рассуждает в таком духе: «люди бояться признать тот очевидный факт, что монстр на самом деле не вампир или леший, а муж, который забивает насмерть жену, или толпа, заживо сжигающая ни в чем неповинную девушку. Боятся и потому бессознательно стремятся переложить вину за всю жестокость на несуществующих чудовищ, коих в действительности нет».

Мифологические чудища, которыми Сапковский обильно населил Вселенную Ведьмака, позаимствовав их образы из различных европейских культур, не являются главным источником угрозы или чем-то в метафизическом смысле злым, темным; они лишь отчетливее дают осознать всю глубину проблемы зла. Они, если верить Регису, лишь еще одна хорошая возможность не смотреть правде в глаза.

Многое в «Ведьмаке» написано таким образом, чтобы лишний раз подчеркнуть, кто в действительности является настоящим монстром. Вспомнить хотя бы рассказ «Крупица Истины», в котором обыгрывается сюжет «Красавицы и Чудовища». Если вдуматься в то, по какой причине Вереен стал Чудовищем, ответ окажется очевидным – по причине своей глупости и жадности. По той же причине и Сорокопутка стала жестокой – потому что ее в возрасте 13 лет попытались убить и изнасиловать. Кто попытался? Люди. А как же чудища, спросите вы? А чудища мосты чинят, да целительством занимаются.

Так каков же мир Ведьмака в итоге? Это мир, в котором нет ничего сверхъестественного, метафизичного или романтичного. Здесь люди жестоки ко всему: к магии, другим расам, другим людям, самим себе. Это мир, в котором нельзя остаться невинным и непорочным. Мир, в котором приходится быть сильным, жестоким, и главное беспринципным. Здесь в принципе нет добра; есть только зло и выбор между масштабами зла.

Точнее всего это показано в рассказе «Меньшее Зло». Один из персонажей рассказа Ренфри (она же Сорокопутка) говорит: «Существуют просто Зло и Большое Зло, а за ними обоими в тени прячется Очень Большое Зло. Очень Большое Зло, Геральт, это такое, которого ты и представить себе не можешь, даже если думаешь, будто уже ничто не в состоянии тебя удивить. И знаешь, Геральт, порой бывает так, что Очень Большое Зло схватит тебя за горло и скажет: ‘Выбирай, братец, либо я, либо то, которое чуточку поменьше».

Какую же позицию занимает Геральт в этом мире? Самую опасную – позицию нейтралитета. Он пытается следовать собственным принципам. Удается ли это ему? И да, и нет. Геральт пьет как лось, спит с кем захочет, он жёсток и жесток, убивает без жалости, идет по головам, частенько плюет на свои принципы (о чем после жалеет). Но также он справедлив, по-настоящему справедлив; он осознает, что не бывает меньшего или большего зла. Зло есть зло, и не важно убьешь ты одного или десятерых – это все равно зло, и добра от него больше не станет.  Посему Геральт изо всех сил старается сохранить свою человечность, которую так тщательно скрывает от мира за несуществующим ведьмачьим кодексом.

P.S. Помните, если вам предлагают выбрать из двух зол, то лучше не выбирать вовсе.

 

Автор: Ефрем Таскин
1737