2021

«Колорит»: Художник, не умеющий рисовать. Абстрактный экспрессионизм Джексона Поллока

Американский художник Джексон Поллок – довольно неоднозначная фигура в искусстве XX века. Многие его картины очень сложно принять за картины, да и анекдотичность его жизни как-то не вяжется со званием основателя первого истинно американского направления в живописи. Concepture публикует статью об основоположнике абстрактного экспрессионизма.
«Колорит»: Художник, не умеющий рисовать. Абстрактный экспрессионизм Джексона Поллока

 Мы начинаем абстрактный экспрессионизм

Так уж повелось, что чем дальше во времени живопись отдаляется от классической эпохи, тем большую роль играет художественный прием, с помощью которого создается новаторское произведение. Зачастую современный художник ищет не «что», а «как». Таким художником приема можно считать и Джексона Поллока, который в ходе посещения школы искусств убедился в том, что талантом рисовать судьба его не наградила. Даже срисовывал Поллок слабовато. Однако будущий художник знал, что должен что-то сказать именно с помощью кисти и красок, а не как-то иначе. И все же сказал.

Пройдя трудный путь борьбы с полотном и самим собой, Поллок нашел свою технику рисования, не требующую (как это ни странно) умения рисовать. Именно эта техника легла в основу абстрактного экспрессионизма, автором которого сегодня и называют Джексона Поллока. Можно сказать, это прекрасный пример, когда дефект был выдан за эффект. То, что, казалось, может только разрушить карьеру – кажущаяся бесталанность, алкоголизм, проблемы с психикой – сыграло неожиданную роль.

В короткий срок Поллок стал знаменитым и авторитетным художником, одним из символов современной американской культуры. Королева нью-йоркской богемы Пегги Гуггенхайм предложила ему быть художником, работающим исключительно на благо ее галереи. С ее помощью Поллок впервые провел свою выставку, которая привлекла самое пристальное внимание критиков. Плодами сотрудничества с Гуггенхайм стали многие полотна для галереи и даже стенная роспись в ее квартире, управиться с которой ему помогал Марсель Дюшан.

Кап, кап, капает Поллок

В чем же состояла суть приема, взятого Поллоком на вооружение? Секрет кроется в каплях. Если не прибегать к использованию заумных терминов типа «абстрактный экспрессионизм», то можно сказать, что Джек Поллок изобрел капельную живопись. Как правило, его полотна были огромных размеров, потому что такой техникой было бы сложно пользоваться при создании небольших полотен. Именно поэтому под свою мастерскую Поллок оборудовал просторный сарай. Но рисовать классическим способом на огромных полотнах очень сложно, поэтому Поллок решил рисовать на полу. И делал это он тоже не классическим способом. Он стоял над полотном и капал на него краску, создавая свои причудливые образы.

Почему именно так художник решил сказать свое слово в живописи? На этот счет, конечно же, есть анекдоты – например, тот, в котором началом нового стиля объявляется нервный срыв художника, в гневе разбрызгавшего краску по полотну. Однако следует установить историческую правду: художники и до Поллока уже капали краску на холст. В чем же тогда заслуга этого странного американца? В том, что для Поллока капельная живопись была не экспериментом, а единственно возможным художественным языком, на котором он научился говорить в совершенстве.

Поллок стремился мастерски использовать этот прием, в процессе письма он не делал случайных движений и наносил капли в соответствии с замыслом, так, как видел это в законченном виде. Художник, не умеющий рисовать, стал художником, умеющим гениально лить краску на холст. Может, поэтому картины Поллока пользуются успехом, видимо, храня в себе творческую энергию автора. В этом можно убедиться, посмотрев на полюбившуюся многим зрителям картину «Номер 5, 1948».

Да и увидеть-то на картинах в большинстве случаев можно одну лишь эмоцию, выраженную абстрактно разноцветными линиями и точками. Ничего схожего с действительностью на картинах мы не увидим, никаких традиционных сюжетов и мотивов. Это подтверждает и отсутствие привычных названий у работ. Здесь всецело присутствует художник, а на картинах – отражение его эмоционального мира. Поэтому и в каких-либо трактовках эти полотна не нуждаются. Контактировать с ними можно только эмоционально, можно попытаться проникнуться тем, что тревожило художника в процессе создания произведения. А ведь именно процесс рисования был для Поллока самым главным аспектом творчества.  

Надо сказать, что капельная живопись Поллока не сразу завоевала истинных поклонников, но со временем их стало предостаточно, особенно после выхода в 1949 году статьи о нем в журнале «Life». Отчасти Поллока полюбили из-за образа, который он создал – образа художника, бросающего вызов европейской традиции искусства.

После Поллока

Если говорить о влиянии творчества Поллока на современников, то оно довольно велико. Его ставят в один ряд с Виллемом де Кунингом и Марком Ротко. Поскольку абстрактный экспрессионизм стал ключевым вкладом в мировое модернистское искусство и в культурную победу над Парижем, роль Поллока как создателя этого направления нельзя умалять.

Одним из явных минусов капельной живописи Поллока, несомненно, является то, что ее легко имитировать. Каким бы уникальным ни был стиль американского художника, овладеть им не так уж сложно, что подтверждается множеством случаев, когда специалисты просто не в состоянии определить, Поллок перед нами или нет. Это актуально, потому что чаще всего именно имя создателя в данном случае привлекает покупателей картин. Конечно, то, что рисовал Поллок, мог рисовать только он, но чтобы рисовать «как Поллок», отнюдь не обязательно быть гением.

Рекомендуем:
  1. Павел Топер (ред.) «Энциклопедический словарь экспрессионизма»
  2. Б.Дземидок, Б.Орлов «Американская философия искусства»