«Колорит»: Микеланджело Буонарроти. Гений Эпохи Возрождения
«Искусство ревниво»
Родился Микеланджело 6 марта 1475 года в тосканском городе Капрезе. Был учеником в мастерской Доменико Гирландайо. В ранние годы создавал карандашные копии флорентийских художников – Джотто и Мазаччо. Также обучался в школе скульптора Бертольдо ли Джованни. Умер Микеланджело 18 февраля 1564 года в Риме.
Микеланджело – особая фигура в истории искусств. Его работы поражают современников своей масштабностью, органичным сочетанием форм, великолепием и грациозностью. Каждое из произведений, созданное им, стоит особняком в мировом искусстве. За всем этим кроется талант художника, усердный и упорный характер человека, привыкшего доводить начатое до конца. Трудолюбие было главной чертой Микеланджело. Он мог забыть про сон, про еду, но не останавливаться в работе, вкладывать в нее всю свою душу. «Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело» – говорил Микеланджело. Именно поэтому его творчество так привлекает и поражает.
Оплакивая Христа
Список работ Микеланджело полон всевозможных шедевров: от статуй и живописных полотен до архитектурных сооружений. Выбрать для обозрения несколько работ представляет большую сложность, но все же, это возможно. Многие искусствоведы выделяют такое произведение Микеланджело, как «Пьета» («Оплакивание Христа»), выполненную в 1499 году для собора Святого Петра.
Для работы художник уединился и лишил себя всякого комфорта. По представлению Микеланджело, Мария должна была быть очень юной. Он считал, что мужчина в возрасте может быть красивым, а женщина – нет. Так и получилось, что Мария стала выглядеть менее чем на двадцать лет, а ее сын – лет на тридцать с довольно крепким телосложением.
Надин Сотель писал по этому поводу:
«Чтобы нести его, она должна была иметь силу, которую он потерял на кресте, и это было совершенно необходимо: двуполая пара «Пьеты», как начало мира, является настоящей провокацией для теологов». Работа была выполнена за короткий срок, и для того, чтобы успеть, Микеланджело работал по двадцать четыре часа в сутки.
Один из современников заметил: «Хотя он и не был очень сильным, однако за четверть часа отрубил от очень тяжелой глыбы мрамора больше, чем удалось бы трем молодым каменотесам, если бы поработали в три или четыре раза дольше. Он набрасывался на работу с такой энергией и огнем, что, я думал, мрамор разлетится вдребезги. Одним ударом он откалывал куски в три-четыре пальца толщиной и так точно в намеченном месте, что если он еще немного удалил мрамора, то испортил бы всю работу».
Впечатление, которое производила «Пьета» было невообразимым: она не выражала ни невыносимой боли, ни мирного спокойствия. Микеланджело смог добиться, казалось, невозможного, а именно эффекта присутствия. Отсюда и восторженная реакция: люди, смотрящие на нее, ощущали живую энергию, воплощенную в мраморе.
Святая Дева сидит на камне, на ее коленях покоится безжизненное тело Иисуса, снятое с креста. Это выглядит непостижимо, но Микеланджело умышленно допустил некую логическую несовместимость: во весь рост его Мадонна превышает два метра, а Христос значительно ниже. При этом головы обоих имеют одинаковые размеры. Возможно, из подобных несовместимостей деталей, в целом, скульптура получилась вполне органичной и монументальной.
Прекрасное мраморное изваяние стало памятником зрелого таланта Микеланджело. Рим был восхищен этим произведением. Джорджо Вазари не мог найти слов для выражения восторга и удивления. По его словам, даже древние не могли достичь подобного совершенства, и было трудно поверить, что бездушному камню кто-то смог придать такую безукоризненность форм, какой нечасто достигает даже сама природа.
Готовый ко всему
Другая не менее важная скульптура Микеланджело «Давид», выполненная в 1504 году, высотой более пяти метров. Такое величие.
Надин Сотель писал: «Давид представляет собой символическое продолжение композиции Донателло: его Юдифь воплощает кровавую борьбу против тирании, а Давид – отвагу и спокойную силу, иначе говоря – гражданское мужество. Библейский Давид защищал свой народ и справедливо управлял им, и теперь все ждали от правительства Флоренции такой же смелости и такой же честности».
Статуя была предназначена для кругового обзора, изображая обнаженного Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. Здесь Микеланджело ввел новшество, поскольку его предшественники изображали Давида в момент торжества после победы над соперником. Юноша стоит в готовности к бою, его мышца напряжены, сам он спокоен и сосредоточен. Мимика изображает все внутренние чувства героя, показывая его устрашающий вид. Великая сила заключена в этой фигуре.
«Давид» стал олицетворением Флоренции, он стоял лицом к Риму, будто охраняющий и следящий за безопасностью города, как предупреждение римской церкви о том, чтобы она не думала угрожать заново обретенной свободе.
Необходимое спасение
Еще одной значимой для мирового культурного наследия работой является роспись потолка фрески «Сикстинской капеллы», творение на которое он потратил пять лет, начиная с 1508 года. Это самый тяжелый труд за весь творческий период художника. Заказ на роспись поступил от папы Юлия II, отношения с которым у Микеланджело не складывались.
В эпоху Возрождения потолочная живопись имела декоративный характер, ограничиваясь несложной тематикой. Поэтому работа Микеланджело является самым настоящим исключением из правил, отступлением от эстетических норм эпохи. В огромной по размерам потолочной фреске автор воссоздал библейскую легенду, ансамбль включает в себя более трехсот фигур. «Основная тема– потолка это доктрина о необходимости человечества в спасении, предложенным Богом через Иисуса» – писали Блеч и Долинер.
На фресках проиллюстрировано сотворение мира, в центре которого помещено человечество. Используя игру света и тени, Микеланджело создавал эффект рельефа, то есть он писал фигуры на плоскости так, словно они были высечены из камня. Он изобразил самые разные эпизоды из истории еврейского народа: Давид и Голиаф у него восславляют победу над филистимлянами; Юдифь и Олоферн рассказывают о смерти полководца, стоявшего во главе вторгшегося в Иудею войска царя Навуходоносора. Тут же автор изобразил пророка Иеремию – это скорбный старец, сидящий, скрестив ноги. Правой рукой он опирается на колено. Он ушел в себя, погрузившись в глубокую думу.
Усердная и многочасовая работа над фреской без перерыва заметно пошатнула здоровье Микеланджело. Он стал плохо видеть, чувствовал спазмы в теле, его спина не разгибалась. Он намеренно не улучшал условий своего существования, считая, что только счастливый человек может позволить себе комфорт. Несмотря на то, что техникой фрески художник владел не в совершенстве, он вкладывал в работу все свои силы. Именно благодаря этому произведение было выполнено на высшем уровне.
И, когда, Микеланджело закончил роспись потолка, он сам удивился получившемуся масштабу. Удивительная и поразительная работа была проделана великим художником. Он оставил своим потомкам неоценимое состояние, которое поражает смотрящих уже много столетий.
Надо сказать, что талант Микеланджело был действительно масштабен. Все его величие выражалось в усердном труде, внимательности к деталям и любви к своему делу. Он стал воплощением целой эпохи наряду со своими не менее великими современниками и олицетворением искусства XVI столетия.
- Д. Вазари – «Жизнеописания наиболее знаменитых ваятелей и зодчих»
- Э. Фисель – «Микеланджело Буонарроти»