«Колорит»: Оскар Клод Моне. Импрессионист, который изменил все

«Колорит»: Оскар Клод Моне. Импрессионист, который изменил все

Оскар Клод Моне стал основателем одного из первых протестных направлений искусства XIX века – импрессионизма. Что нового привнесли импрессионисты и каков в этом вклад Моне? Concepture разбирается в вопросе.

Отсутствие глубины

Художнику необходимо передавать посредством творчества внутренние переживания, эмоции, мысли, он стремится выплеснуть на холст то, что задевает его душу. Для этого необходима свобода, свобода в выражении творческого порыва. Этого не могла предоставить академическая живопись со свойственными ей строгими канонами.

В наступившем кризисе второй трети XIX века созревают те изменения, которые породили одно из самых значимых направлений в истории живописи – импрессионизм. Его отцом-основателем является ключевая фигура нашей статьи – Оскар Клод Моне. Родился он 14 ноября 1840 года и жил в народном квартале Монмартр. В 1845 году семья переезжает в Нормандию, в Гавр. Живописи учился в Париже. Умер 5 декабря 1926 года в Живерни, во Франции в возрасте 86 лет.

Творческая манера художника заставляет задуматься о его вкладе в искусство. Страсть к написанию пейзажей повлияла на создание им особой техники экспрессивных мазков: отсутствие глубины и описательных деталей. Такого рода приемы были крайне революционны для того времени. Моне разрушал привычные стереотипы и уводил публику в другой мир, мир, где царит сиюминутное состояние природы и вещей в ней. Он цеплялся за мгновения, чтобы запечатлеть их на своих полотнах.

Рисуя на пленэре, Моне старался ухватить настроение окружающей его атмосферы, чтобы заставить замереть навечно в картине. Свобода – вот главный принцип его творческого пути. Его живая, внутренняя энергия благоприятствовала появлению импрессионизма – термин придумали критики.

Сам Моне не написал ни одного трактата или манифеста. Также как и сложившаяся вместе с ним группа художников Моне (Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль и др.) не осознавал себя как импрессионист, он писал, лишь поддаваясь вдохновению и попытке вырастить в себе нечто стоящее. Импрессионизм стал самостоятельным и вполне признанным направлением по истечении многих лет. Сегодня он признается отправной точкой на пути к современному искусству. С него начинает меняться видение мира, переосмысление форм, и делается акцент на чувственном восприятии. Все это заслуга Оскара Клода Моне.

Зрительная революция

Каждый художник стремится выработать индивидуальную манеру письма, которая выделяла бы его полотна среди остальных. Уровень профессионализма влияет на уверенность владения той или иной техникой. Моне прославился тем, что создал свой способ. Давайте рассмотрим некоторые из его работ.

Картина, ставшая манифестом импрессионистов и подарившая название направлению – «Впечатление. Восход солнца», представленная на выставке Салона отверженных 15 апреля 1874 года. Как и многие картины этой выставки, она вызвала всевозможные отрицательные отзывы критиков. В ней не видели целостности и гармоничности форм, среди недостатков называли отсутствие глубины и описательных деталей. Ироничный комментарий критика Луи Леруа в журнале «Ле Шаривари» гласил: «Выставка импрессионистов». Таким образом, было положено начало этому движению. Моне среди них был ключевым звеном. Его техника напоминает раздвоенный экспрессивный мазок, автономный по своей природе, отвлеченный от фактуры и формы предмета.

После второй выставки импрессионистов, открывшейся в 1876 году в галерее Дюран-Рюэля и прошедшей более успешно в большей степени благодаря выступлениям именитых писателей. 

Стефан Малларме высказал весьма тонкое наблюдение, относительно картины Моне «Портрет Камиллы в   японской одежде»:

«Что касается отдельных деталей картины, ничего нельзя определить с точностью, потому что нужно чувствовать, что сияющий свет, озаряющий картину, и обволакивающая ее прозрачная тень схвачены в моменты их становления, точно в тот момент, когда зритель смотрит на изображение, и оно, составленное из гармонии отраженного и изменчивого света, не может быть всегда равным самому себе, но трепещет в движении, свете, жизни».

В этих словах можно почувствовать истинную поэзию произведений импрессионистов, среди которых своей силой и душевностью выделялись работы Моне.

В 1877 году тяга художника перемещается в индустриальную тематику, он начинает писать вокзал Сен-Лазар, который станет его излюбленным местом. Его привлекала новая черта измененного мира — строительное дело со своими прямолинейными железобетонными постройками, предвосхищающими будущее конструкциями мостов, железных дорог, со скорыми, пыхтящими поездами, изменившими ландшафт, сделав его чарующим и современным. Символическим пространством, которое прославляло технический прогресс, стал железнодорожный вокзал, настоящий «кафедральный собор» индустриальной эры.

Художник, снявший студию около нового вокзала Сен-Лазар, заинтересовался станцией как сюжетом для серии из двенадцати картин разных размеров, изображающих вокзал в различных ракурсах. Он внимательно обследовал всю территорию вокзала, помещал мольберт в зданиях, на рельсах, чтобы с близкого расстояния наблюдать за тяжелыми паровозами, прибывающими и отбывающими поездами. Художник нуждался в этом, чтобы более детально прописать чувственное восприятие от проникающего через пар света солнца.

Моне даже получил разрешение у директора железной дороги останавливать поезда по своему желанию в тот, момент, который казался ему наиболее удачным для своего цветового исполнения. Такой «активный» подход к изображаемому предмету, который можно менять и формировать в соответствии с образом и подобием идеи художника, будет свойственен Моне на протяжении всего его творчества.

Эмиль Золя дал такую характеристику художнику:

«Господин Клод Моне – самая яркая личность в группе. Он выставил в этом году изумительные интерьеры вокзалов. В них чувствуется скрежет прибывающих скорых поездов, видны клубы пара, описывающие круги под крышами ангаров».

На стадии эстетической и творческой вершины в своей «серийной» живописи Моне решает взяться за анализ световых и атмосферных эффектов на объекте архитектуры. Предметом живописных экспериментов явился западный фасад готического собора в Руане (Нормандия), который благодаря своему скульптурному и декоративному убранству, мог прекрасно воспроизводить оттенки света, поглощаемого пористой структурой камня.

С раннего утра Моне изучал изменение освещения и цветовые комбинации на фасаде здания, стараясь уловить их сиюминутное пребывание. Он менял холсты каждые полчаса, работая до вечера. Художник добивался изображения зрительного, воздушного и созерцательного впечатления от изменяющегося цветового облика собора на его собственное восприятие. Вследствие такого творческого усердия появилось около пятидесяти полотен.

Журналист и политик Жорж Клемансо писал об этой серии:

«Глаз Моне предшествует нашему и ведет нас в зрительную революцию, делающую наше восприятие мира более проникновенным и утонченным».

Видеть привычные вещи в разных цветовых вариациях позволяет расширять границы сознания и меняет характер восприятия мира. Камень собора тверд и прочен, он стоит неподвижен без изменений веками, но на картинах Моне, он будто оживает и воплощается в различных образах. Замечая повседневные изменения посредством солнечных лучей, погодных явлений, художник запечатлевает их на своих полотнах. Обращая всеобщее внимание на привычные, но часто остающиеся незамеченными вещи. Каменная архитектура оживает и в ее очертаниях, в ее уголках рождается жизнь, пропуская через себя солнечный прилив. Несомненно, эта серия отличается оригинальностью видения и чувствования. Здесь проявляется нематериальный, зрелищный эффект света при соприкосновении с воздухом.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что техника Моне была уникальной: сочетание экспрессивных мазков, отсутствие глубины и описательных деталей, манера писать на открытом воздухе, присутствовать здесь и сейчас, завершая картины на месте – все это вместе порождало удивительные и чарующие образы.

Снова, снова и снова

Жизненная и творческая энергия Моне в своем сочетании давали, несомненно, великие плоды. Его картины являются примером того, как усердие и любовь к цвету способствовали появлению поистине величайших полотен.

Вот, что Моне говорил о своей технике:

«Чтобы нарисовать море действительно хорошо, вы должны смотреть на него каждый час, каждый день в одном и том же месте, чтобы вы могли понять, как вы должны работать в этом конкретном месте, и именно поэтому я работаю над одними и теми же сюжетами снова и снова и снова, четыре или даже шесть раз».

Усидчивость и сосредоточенность, тяга к передачи своих впечатлений – вот те черты характера Моне, позволившие ему стать одним из великих живописцев в истории живописи.

Импрессионизм стал первым шагом на пути к изменениям восприятия мира. В век перед глобальными революционными переменами, это направление предвосхитило их и подготовило почву для будущих поколений художников, которые уже опирались на творческое наследие импрессионистов и шли по пути беспредметного искусства. Вклад Моне в развитие искусства неоценим – импрессионизм полностью поменял представления об искусстве и сделал его более свободным от канонов и регламентаций.

Рекомендуем прочесть:

1. Ф.Никозия – «Моне».

2. Т. Г.Петровец – «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма».

Автор: Ксения Красикова
565