2021

«В сравнении»: Запад и Восток. Логос и Дао

«В сравнении»: Запад и Восток. Логос и Дао

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись». У этой киплинговской строчки, помимо культурных, есть метафизические основания. Concepture сравнивает Логос и Дао, как два первоначала, характеризующих Запад и Восток.  

Трансцедентное и имманетное

В VI веке до н.э. древнкитайский философ Лао-Цзы написал: «Дао – глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения – корень неба и земли. Дао существует вечно, подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо». Примерно в это же время древнегреческий философ Гераклит пишет: «Все сущее питается единым божественным законом, ибо последний господствует насколько ему угодно, довлеет всему и все побеждает. Этот правящий миром закон есть Логос».

Дао и Логос – два метафизических принципа, определяющих природу и сущность Востока и Запада. Попробуем разобраться, в чем состоит их отличие друг от друга.

Все древние учения утверждают, что в самом начале всего было некое Одно, которое каждое конкретное учение именует по-разному. В данном случае Дао и Логос. Если внимательно прочитать «Дао Дэ Цзинь» и фрагменты Гераклита, мы интуитивно ощутим разницу в характере первоначал о которых пророчествует философы. Дао – это естественный ход самих вещей; нечто имманентное сущему. Логос – это скорее некий принцип, в соответствии с которым вещи бытийствуют, которому подчиняется все сущее. Итак, разница между Дао и Логосом изначально онтологическая: Дао – имманентно, растворено в самих вещах и проявляется через них; Логос – трансцендентен, он находится над вещами, организуя порядок их существования извне. Поэтому условно можно заключить, что Логос – это то, к чему устремлено сущее, это конечная цель бытия. А Дао – это способ, которым сущее идет к конечной цели.

Потенциальная форма вещей и предустановленная гармония

Еще одно отличие состоит в том, что Логос – рационален, сознателен, Дао же – интуитивно, бессознательно. В пользу последнего свидтельствует Лао-Цзы, когда пишет, что постижение Дао подобно состоянию младенца. Младенец не владеет логикой, но обладает первоначальной мудростью, которая и есть Дао. Дао –  бесформенно, Лао-Цзы часто назывет его Великой Пустотой. Логос напротив есть чистая форма и условие всякой формы. Логос – это форма ума, речи, действий, тел и вещей. Дао наоборот безмолствует («говорящий не знает, знающий не говорит»). Дао есть то, что предшествует всякой явленности, поэтому оно не требует усилия. Оно легко и просто как природа, как вода. И подобно природе оно содержит в себе согласованные противоположности. Нет ничего мягче, потдатливей воды, но эта же вода точит неподъмные камни. Дао – это всё и ничто конкретно. Ничто из сущего, ни одно из предметов мира, на которое можно показать пальцем и сказать: «вот оно». Дао есть то, что дает вещам быть. На вопрос Лейбница «почему есть сущее, а не ничто?», Лао-Цзы вполне мог бы ответить «потому что так устроено Дао». Другими словами Дао есть первичная и наличествующая предпосылка, предданность всякой данности. Поэтому изменение на уровне сущего никак не влияет на Дао («Дао одинаково относится как к добрым, так и к злым»). Логос же присутствует в мире как закон, который можно нарушить, и тогда его не станет. Логос потенциален. Он актуализируется в самом бытии только посредством усилия людей и богов.

Согласно воззрениям греков, в начале был Хаос, величина крайне негативная, потому что она означала отсутствие всякого порядка, всякой формы. Титаны, появившиеся позднее, символизировали Хаос на предметном уровне, своего рода воплощенный Хаос. Поэтому Титаны суть неуправляемое буйство стихий, столь же далекое от порядка, как и первоначальный Хаос. Теми, кто впервые актуализирует Логос, то есть вносят порядок в устройство вещей, оформляют Хаос в Космос, становятся Олимпийцы. Они укрощают Титанов, устанавливают границы между мирами (подземным, земным и надземным) и распределяют властные полномочия между с собой для поддержания однажды установленного порядка. То есть, Логос в отличие от Дао, не есть сама по себе наличиствующая предустановленная гармония. Логос – это потенциальная форма вещей, которая актуализируется через разумную деятельность. Прекращение этой деятельности будет означать разрушение установленной гармонии и возвращение Хаоса. Логос относится к тому же порядку бытия, что и любой закон. Закон существует лишь до тех пор, пока его соблюдают. Повальное нарушение закона элиминирует закон из ткани бытия. Вспомним Мамардашвили, который говорил, что «демократию извне дать никому нельзя; для демократии нужны субъекты демократии, из которых она и вырастала бы». Демократия – это пример логического устроения социальных взаимоотношений. Именно так и действует Логос. Он не есть что-то конкретное в плане явленности, он есть единый принцип всех логически организованных явлений.

Логическое начало и онтологическое начало

Если говорить образно-метафорически, можно сказать, что Логос – это Разум мира, а Дао – это Путь мира. Мир может идти по Пути и без Разума. А Путь может существовать и без того, кто по нему идет, без мира.

О различии между Дао и Логосом можно судить из прямых текстуальных сопоставлений. Если Логос «нечто явленное», то, по Лао-цзы, «явленное Дао не есть истинное дао». Если Логос есть противоположность всему стихийному, то Дао – самоестественно (цзыжань), то есть, следует своей природе: «Человек следует земле, земля – небу, небо – дао, а дао самому себе (цзыжань)». Также в отличие от Логоса Дао не «созидает сущее из противоположных стремлений», а следует спонтанному ритму мира, «где одно чередуется с другим».

Еще раз: Логос есть смысловая упорядоченность Бытия. Бытие может быть и неупорядоченным. Дао есть условие существования Бытия. В Бытии нет ничего, что совершается вне и помимо Дао. Таким образом, формулируя итоговое различение Дао и Логоса, можно сказать, что Логос – это логическое первоначало, которое присутствует в мире поначалу лишь потенциально, и не существует само по себе, а осуществляется в свободной деятельности разумных существ. А Дао – это онтологическое первоначало, которое дает возможность вещам вообще быть и быть именно тем или иным образом.

 

Рекомендуем прочесть:

1. Лао Цзы  «Дао Дэ Цзинь».

2. А.В.Лебедев  «Логос Гераклита: реконструкция мысли и слова».

3. М.Мамардашвили  «Лекции по античной философии». 

4. Е.А.Торчинов  «Мартин Хайдеггер и даосизм».