«Колорит»: Вторая жизнь. Мировые шедевры и их «ремейки»

«Колорит»: Вторая жизнь. Мировые шедевры и их «ремейки»

Многие признанные шедевры мирового искусства продолжали активно жить в культуре и после того, как их благополучно водворяли в музей. Такая вторая жизнь была связана с тем, что творения некоторых художников не прекращали вызывать реакции у публики, начиная с обычных зрителей и кончая другими художниками. Concepture публикует материал о «ремейках» извейстнейших произведений искусства

Часто картины многих мастеров становились источником вдохновения или ненависти для других представителей искусства, поводом для различных творческих акций, шансом прославиться или вызвать общественный резонанс. В истории есть три всем известных имени, знаковые работы которых больше всего пострадали от различного рода переосмысления, вариаций на тему, творческих экспериментов и откровенного издевательства. Это Леонардо да Винчи, Огюст Роден и Эдвард Мунк.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Пожалуй, ни одна картина в мире не претерпела таких страданий, как знаменитая «Джоконда». Что с ней только ни делали: мало того что похищали, так еще и дорисовывали, перерисовывали, переделывали до неузнаваемости. Этому во многом поспособствовала репутация картины, как самой загадочной и совершенной. Много вопросов остается без ответов по сей день. Кто позировал Леонардо? Не Богоматерь ли изобразил художник? Что означает ее улыбка? И, наконец, почему у нее нет бровей, хотя да Винчи никогда не рисовал людей без этой важной части лица? Картина производит сильное впечатление. «Мона Лиза» надолго стала образцом женской красоты, хотя врачи, изучавшие строение тела и лица изображенной женщины, диагностировали у нее целый букет болезней: увеличение щитовидной железы, косоглазие, паралич лицевого нерва, ассиметричная гипофункция лицевых мышц и даже идиотизм. И все же ей любовались.

Однако многим такое преклонение наскучило и набило оскомину, и эту божественную красоту решили развенчать и деканонизировать. Начал развенчание художник-дадаист Марсель Дюшан, пририсовав Моне Лизе усы и бородку и снабдив свое «творение» названием непристойного содержания. Так началось хождение по мукам некогда неприкосновенного образа. В 1953 году появился снимок Ф.Альсмана, на котором вместо лица Джоконды оказалась усатая физиономия С.Дали. Позднее Э.Уорхол отличился композицией из распечаток портрета под названием «Тридцать лучше, чем одна». Внес свою лепту и Р.Магрит, нарисовав картину «Джоконда», где вообще нет привычной фигуры вследствие ее мировой известности. Так зародилась целая традиция изображать Мону Лизу кем попало: гориллой (Р.Мейеровитц), Бэтменом (А.Пиксель) и т.п.

«Мыслитель» Родена

Знаменитая скульптура Родена «Мыслитель» тоже стоит в ряду тех произведений, которые постоянно будоражили фантазию современных художников и питали их творческие силы. Например, британский художник К.Тайсон создал свою скульптуру по мотивам роденовских. Она представляла собой большой черный шестигранник, внутри которого «думают» компьютеры. Но «Мыслитель» опять же мало кого вдохновил на серьезное творческое освоение темы мыслепорождения, философствования. Подавляющее количество вариаций имело иронический, анекдотический и даже оскорбительный характер. Так, мексиканский художник М.Кальдерон составил своего «Мыслителя» из рулонов туалетной бумаги, а корейский художник К.Чой создал «Мыслителя» в количестве семи экземпляров из 2500 рулонов туалетной бумаги, пропитанных средством от диареи. Скульптуру Родена «полюбили» и карикатуристы, которые на разные лады переиначивали ее смысл. То изображали в образе мыслителя самого Родена, то рисовали сидящего на кровати мыслителя, к которому обращается жена с такими словами: «Поверь, ты просто слишком много об этом думаешь».

 

«Крик» Мунка

Неприятности у картины начались с того, что ее не раз похищали, как и «Мону Лизу» Леонардо. Казалось, такая картина, как «Крик», предельно выражающая экзистенциальный ужас, никак не может быть освоена массовой культурой. Но нет, даже ее предельная серьезность и экспрессионистическая техника не стали помехой. Лицо, изображенное на картине Мунка, до сих пор успешно пугает любителей серии фильмов ужасов с одноименным названием «Крик». Ощущение близости смерти, апокалиптическое настроение картины «Крик» постепенно нивелировалось. Пугающая фигура будет обыгрываться в совсем уж не пугающем популярном сериале «Симпсоны», появится на кофейных кружках и футболках. Сам Мунк так описывал рождение этой картины: «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы». Чем этот крик отозвался в современной культуре, Мунка бы точно удивило.   

 

Автор: Ефрем Таскин
929