«Колорит»: Математика и живопись. Творчество Маурица Корнелиса Эшера

«Колорит»: Математика и живопись. Творчество Маурица Корнелиса Эшера

Казалось, после Леонардо да Винчи, увлеченного решением геометрических задач, художники перестали видеть в «царице всех наук» искусство. Но спустя несколько столетий родившийся в 1898 году голландский художник Мауриц Корнелис Эшер попытался снова вернуть в живопись точность науки. Concepture публикует статью о творчестве художника.

Мориц Корнелис Эшер занимает особенное место в живописи XX века. В его работах нашел отражение самый широкий круг математических идей. Интересно, что в школе Эшер хуже всего занимался по рисованию и математическим дисциплинам. Да и начинал он впоследствии не как художник-математик, а как гравер, изображавший тонкости итальянских пейзажей. И только посетив Альгамбру, мавританский архитектурный ансамбль, Эшер, пораженный великолепием плиточных мозаик, решает поставить математику на службу искусству. Так начинаются его математические эксперименты в области живописи, которые чаще всего способны заинтересовать архитекторов, а не коллекционеров. 

Как это не странно, вдохновение для создания своих картин Эшер черпал не из окружающего мира, а из научных трудов по кристаллографии и плоскостной симметрии. Поэтому и его творчество было всецело подчинено изображению абстрактных математических законов, их визуальной интерпретации. Больше всего Эшера привлекали манипуляции с плоскостями и трехмерное пространство. Плодами его художественно-математических опытов стали знаменитые картины «Относительность», «Водопад», «Рисующие руки», «Картинная галерея» и многие другие. 

Например, причудливость картины «Относительность» возникает оттого, что любая поверхность нарисованного здания одновременно является и полом, и потолком, и стеной. Люди, идущие по лестницам в одном направлении, сразу спускаются и поднимаются. Здесь Эшер пытается проникнуть в суть оптической иллюзии, чем обычно занимаются ученые, а не художники. Другая известная картина "Водопад" изображает явление, невозможное в реальности - водопад как замкнутую систему, то есть питающий сам себя. Здесь Эшера занимает парадокс невозможных фигур. А в литографии «Рисующие руки» он изображает процесс самовоспроизведения, обращаясь уже к загадкам человеческого сознания. В 1958 году Эшер даже публикует теоретический труд «Последовательное деление плоскости», в котором описывает математический подход к художественному творчеству. 

В ответ на отказ собратьев по кисти называть его работы искусством, Эшер окрестил искусство XX века невразумительной пачкотней, смысл которой не в силах объяснить в первую очередь те, кто ее создает. Из всех современников он ценил только Сальвадора Дали, да и то лишь за профессионализм в рисовании, а не за причудливые образы.    

 

   

 

  

Автор: Вячеслав Шильке
1539