«Вехи»: История Нового Года. Почему это не всегда весело, но очень важно?

«Вехи»: История Нового Года. Почему это не всегда весело, но очень важно?

Несмотря на привычность традиции праздновать Новый Год, сегодня многие даже не подозревают о том, каковы истинные исторические и культурные предпосылки возникновения этого праздника. Concepture предлагает последовательно рассмотреть происхождение, становление и смысл празднования Нового Года.

Что такое праздник Нового Года?

Праздник Нового Года – это  древний ритуал, связанный с закономерной сменой природных циклов (определенных изменений в природе), целью которого является торжественная встреча обновленной жизни. Сознание древнего человека воспринимало мир в двух основных координатах – жизни и смерти. Таким образом, и сами природные циклы понимались как особого рода жизненные этапы: весна – рождение жизни; лето – расцвет жизни; осень – зрелость жизни; зима – увядание и смерть. «»

Чаще всего Новый Год встречали весной, так как весна – это пора рождения. Однако в различных культурах по ряду различных причин Новый Год праздновался и в другие сезоны. Так, например, египтяне праздновали Новый Год летом. Это было обусловлено особенностями жизни в пустыне, где Нил считался основным источником жизни. Его половодье приходилось на летний период, соответственно и Новый Год (Ахет), как символ рождения новой жизни, отмечали летом. А в кельтской культуре, которая носила оседлый характер, Новый Год (Самайн) праздновали осенью. Это было связано с тем, что основным источником пищи, а значит и жизни для кельтов был урожай, а он собирается осенью. Норманны встречали Новый Год зимой, в день зимнего солнцестояния, который знаменовал движение в сторону увеличения дня, а день опять таки символизировал – жизнь. Так что, несмотря на различные даты, смысл праздника Нового Года во многих культурах один и тот же.

Почему надо встречать Новый Год?

Древний человек ощущал мир, как живое существо (феномен гилозоизма о нем я писал в статье про рыбу), потому что проецировал на него собственные психологические черты и особенности. В связи с этим и Новый Год древний человек воспринимал персонифицировано, как приход вполне конкретного существа, которое, если его не встретить должным образом, могло обидеться, навредить, принести неудачу.

Приведем подтверждения через уже рассмотренные примеры: в Древнем Египте в период празднования Нового Года объявлялся перерыв в работе; приостанавливалась торговля. В хозяйствах храмов откармливали жертвенных быков и птиц, в реку бросали свитки папируса с написанными на них перечислениями даров. Статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм.

Часто древнеегипетский Новый год связывают еще с одним культом - богини любви и музыки Хатхор, дочери солнечного бога Ра. За два ночи до Нового года верховный жрец с помощниками проводил ритуальное очищение статуи богини в храме Хатхор в Дендере. А в ночь накануне Нового года - "ночь Ра", когда происходила битва бога солнца с богами тьмы - проводилось торжественное шествие, в котором наравне со жрецами участввоал и фараон и его жена. Статую Хатхор несли на священной ладье и устанавливали в беседке с 12 колоннами, символизировавшими месяцы года, на крыше храма. С появлением первого луча солнца в новом году занавески открывались, и на богиню изливался солнечный свет – мистическое благословение богом Ра дочери Хатхор, храма и всего мира.

Кельты традиционно на Самайн делили собранный урожай, а также решали, какая часть скота переживёт зиму, а какая – нет. Последнюю часть резали, чтобы сделать запасы на зиму. Во время празднования жгли костры. Друиды при помощи оставляемых огнём на костях убитых животных рисунков предсказывали будущее. Через костры прыгали люди или же проходили между двумя рядом стоящими высокими кострами. Данный ритуал обозначал очищение огнём. Часто между кострами также проводили скот. В западной части Британии на Самайн до сих пор пекут хлеб в форме рогов, которыми приветствуют бога зимы.

Древний Новый Год и Современный Новый Год

Мы рассмотрели различные культурно-символические черты празднования Нового Года в традиционных культурах. В виду огромного массива культурно-исторических фактов, связанных с празднованием Нового Года, мы не стали вдаваться в подробности, а ограничились рядом примеров, которые наглядно демонстрируют, что несмотря на разницу в содержательном плане, смысл традиций один и тот же.

Перейдем к сравнению традиций празднования Нового Года в древнем и современном обществах. В традиционном обществе Новый Год органично вплетался в ряд остальных праздников. Он был естественной и необходимой частью культуры. Отражал особенности циклического мировосприятия и миропонимания древнего человека с двумя основными точками: рождение-жизнь/умирание-смерть; и с двумя дополнительными – молодость/зрелость.

В современном же цивилизованном обществе характер этой традиции сильно меняется. Это связано с 1) кардинальной сменой мировоззренческих установок; 2) историческими событиями; 3) основаниями современной цивилизации.

1

Жизнь воспринимается не как космический цикл, а как биологический линейный процесс. Поэтому празднование Нового Года больше логически не связано с тремя основными праздниками весеннего, летнего и осеннего солнцестояний, символизирующих круговорот жизни и смерти, а является подведением итогов универсального календарного распорядка, который практически не связан с природными циклами.

2

Введение григорианского календаря, основой которого является не природная циклика, а количество дней, в течение которых Земля совершает оборот вокруг Солнца.

3

Так как основой современной цивилизации в большей степени является христианство, нежели язычество, наступление Нового Года более не символизирует начало новой жизни, а лишь отмечает очередную веху на стреле времени [концепция, описывающая время как прямую, протянутую из прошлого в будущее]. А для большинства людей Новый Год вообще не имеет какого-либо глубокого символического значения, он представляет собой лишь очередной красный день  календаря [читай 2 недели беспробудного пьянства, что уж говорить – сами не без греха].

Мы решили написать эту статью, чтобы в очередной раз напомнить старую добрую истину: порой самые привычные вещи таят в себе глубочайшие смыслы. А вообще нам просто было интересно в этом разобраться.  

Рекомендуем прочесть:

1. Герман Вирт – «Происхождение человечества».

2. Рене Генон – «Восток и Запад».                                       

Автор: Ефрем Таскин, Алибек Шарипов
1001