«Эротика Текста»: Природа Бабы Яги. Как возник жанр волшебной сказки?

«Эротика Текста»: Природа Бабы Яги. Как возник жанр волшебной сказки?

Волшебная сказка – это фольклорный жанр, с которым каждый знакомится еще в детстве. Однако многие сказочные события и персонажи так и остаются без объяснения. Почему сказочные герои обязательно умирают и воскресают? Какова природа самого мистического фольклорного образа – Бабы Яги? Отгадка – в происхождении этого жанра. Concepture откапывает исторические корни волшебной сказки. 

Волшебная сказка изобилует различными странностями: чудесными предметами, загадочными существами, неадекватными реакциями персонажей и т.д. Одним из самых сложных компонентов сказки является устойчивый мотив смерти и воскресения героя. Почему Иванушке нужно обязательно пройти тяжелые испытания, чтобы получить невесту? Видные фольклористы и этнографы давно объяснили это спецификой происхождения жанра сказки, которая несет на себе отпечаток первобытного мышления и мифа. 

Источником сказки, как правило, выступает обряд, в частности обряд инициации, присущий родовому строю. Джеймс Фрэзер, разрабатывая теорию древнего тотемизма, напрямую связывал с ним инициальную обрядность: «У многих первобытных племен, особенно у которых наличествует институт тотемизма, принято устраивать для достигших половой зрелости юношей обряды инициации, чаще всего сводящиеся к «умерщвлению» и «воскрешению» участников обрядов».

Целью такого обряда было извлечение души из тела и помещение ее в тотем. При этом считалось, что юноша, лишенный души, умирал или хотя бы погружался в летаргический сон. Затем его организм восстанавливался под воздействием жизненной энергии, идущей от тотема. Так происходил обмен энергией между человеком и его тотемом. В дальнейшем В.Я. Пропп, исследовавший исторические корни волшебной сказки, так охарактеризовал обряд инициации: «Обряд этот совершался при наступлении половой зрелости. Этим обрядом юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным членом его и приобретал право вступления в брак». Это и было социальной функцией обряда. В процессе обряда мальчик переживал смерть и новое рождение. Смерть носила временный характер. Инициация совершалась втайне, глубоко в лесу и сопровождалась нанесением телесных увечий (отрубали палец, выбивали зубы и т.п.).  

Волшебная сказка, можно сказать, переосмысленный обряд инициации, выражающийся в переходе героя на новый духовный уровень, обретении нового смысла, приобщении к чему-то высшему. Достигается это путем встречи с иным, с выходящим за рамки обыденной жизни. Как правило, это встреча с Бабой Ягой. Это давно укоренившийся в фольклорном сознании мистический образ. 

Именно Баба Яга, по мнению фольклористов, выполняет функции проводника из мира живых в мир мертвых, а также является стражем, охраняющим эту границу между мирами. Избушка Бабы Яги, находящаяся на границе дремучего леса, не что иное, как единственный проход в царство мертвых.  С ее помощью, посредством различных заданий и загадок герой волшебной сказки временно умирает и, получив некий мистический опыт, возвращается к живым в новом качестве.

Внешний облик стража так же  объясняется народными поверьями, согласно которым старый человек ввиду приближающейся смерти уже принадлежит обоим мирам, а природа женщины имеет нечистый характер. Потусторонний характер этого персонажа доказывается и такими атрибутами, как костяная нога и слепота. Кость является выраженным признаком мертвеца, а слепота – это невозможность мертвеца увидеть живого, так как он из другого мира. Все, что делает Баба Яга, объясняется ритуалом посвящения: она вступает в контакт только после произнесения героем нужных слов, кормит и поит его ритуальной пищей и укладывает спать в избе, которая символизирует гроб. Имея это в виду, назвать Бабу Ягу отрицательным персонажем будет уже опрометчиво.   

Автор: Крот в Шляпе
899