«Вехи»: «Молот ведьм». За что сжигали женщин в Средние века?

«Вехи»: «Молот ведьм». За что сжигали женщин в Средние века?

Преследование и жестокое истребление ведьм – одна из самых ужасных страниц в истории Средневековой Европы. Concepture разбирается, кем были ведьмы и в чем их вина.

Как правило, гонения на ведьм мы оцениваем в отрыве от времени и условий, в которых они происходили, поэтому нам кажется это чем-то необъяснимым и пугающим. Однако вера в существование ведьм, в их дьявольскую силу и уверенность в правильности действий инквизиции не было чем-то неестественным для средневекового европейца. Охоту на ведьм открыл в 1484 году Папа Иннокентий VIII, обнародовав буллу «С величайшим рвением», направленную против ведовства как антихристианской практики. Этот официальный документ не просто содержал факты объединения ведьм с нечистой силой, но давал полное право инквизиции преследовать и карать ведьм. Хотя не во все байки про дьявольские выходки колдуний верил сам народ.

В 1487 году Генрих Инститорис и Яков Шпренгер выпустили печально известную книгу «Молот ведьм», в которой они привели в систему разрозненные народные суеверия о ведьмах. Жуткий по содержанию «Молот ведьм» стал настольным руководством по демонологии, где присутствовали сведения об учении чернокнижников и методах борьбы с ересью. «Молот ведьм» разделен на три части. Первая часть раскрывает сущность колдовства, которая заключается в предательстве истинной веры и поклонении дьяволу, с которым ведьмы вступают в половой контакт. Вторая часть представляет собой классификацию совершаемых ведьмами преступных деяний и способов борьбы с ними. Третья часть носит уже практический характер, то есть содержит правила задержания ведьмы и исполнения приговора. «Молот ведьм» помогал узнать ведьму среди множества невиновных женщин и информировал должностных лиц о тех преступлениях, за которые они подвергались суду. Правда при обвинении в ведовстве доказательная база ограничивалась обыкновенным доносом. А доносчик ничем не рисковал, поскольку в большинстве случаев ведьмы давали чистосердечное признание…под пытками. Если же ведьма и под пытками отрицала вину, то это расценивалось как помощь от дьявола, и ее все равно вели на костер. Этим и объясняется чудовищная цифра уничтоженных женщин – несколько миллионов.   

Сегодня процессы против ведьм кажутся чудовищной несправедливостью в отношении ни в чем не повинных женщин. Действительно, почему именно на женщин, а не на мужчин обрушился гнев инквизиции? Самое простое объяснение – это отголоски языческой религии, где женщина занимала, как правило, роль жрицы, то есть находилась в постоянной связи со сверхъестественными силами. В данном случае ведьма – своеобразная трансформация жрицы. Только отношение к ней сложилось прямо противоположное. Если жриц почитали, то ведьм нещадно истребляли. Дело в том, что на образ женщины в Средние века в большей степени влиял не языческий культ, а библейское сказание о первородном грехе, от вины за который женщине нельзя было отвертеться. Отсюда это культивируемое церковью презрение к женщине, наделение ее самыми плохими качествами, представление о ней как о «сосуде зла», «воплощении греха». А от такого заявления недалеко и до признания вообще женского начала дьявольским, что и стало основным тезисом «Молота ведьм». Именно женщина, неспособная устоять перед очарованием дьявола, продает ему свою душу. Для авторов «Молота ведьм» мужчина несоизмеримо выше женщины, прежде всего, из-за ее безграничной похотливости. Вот, что можно прочитать в книге борцов с ведьмами: «Подведем итог: все это делается из плотских вожделений, отличающихся у них ненасытностью... Вот почему они имеют постоянно дело с демонами, которые должны удовлетворить их похоть».

Неудивительно, что подобные рассуждения неминуемо привели к тому, что каждая любвеобильная женщина объявлялась ведьмой. Их описывали так: «Ведьмы – это те, кто из-за значительности своих преступлений обычно называются malefici, или носителями зла. Эти ведьмы с соизволения Господа возбуждают стихии и смущают умы людей, не очень верующих в Господа. Не применяя никакого яда, они убивают с помощью великой силы своих заговоров... Они вызывают дьяволов и ухитряются так возбудить их, что те начинают убивать их недругов с помощью злых уловок. Ведьмы используют кровь своих жертв и часто оскверняют трупы мертвых... Применяя черные искусства, ведьмы смешивают кровь с водой, чтобы цвет крови мог скорее вызвать дьяволов, поскольку, как говорят, дьяволы любят кровь». Есть и другие объяснения превращения женщин в сознании христиански настроенных мужчин в ведьм. Например, это страх перед женщиной, во внутренний мир которой непросто проникнуть мужчине. Однако причиной, по которой становятся ведьмой или ведуном, является сам дьявол, выбирающий свою жертву по степени греховности. То есть охваченный земными страстями человек более всего уязвим для соблазна присягнуть на верность дьяволу. 

Изучая этот вопрос, исследователь средневековой культуры Э.Фукс указывает на эротическую подоплеку превращения обычных женщин в ведьм. Так, многие женщины верили, что занимались любовью с дьяволом. Такая вера приобрела массовый характер, видимо, из-за ситуации, в которую попала женщина в Средние века. В связи с острой нехваткой мужчин огромное количество женщин страдали от отсутствия половой жизни. Это и привело к тому, что неудовлетворенные женщины ради завоевания мужчины шли на все, даже обращались к посредникам между человеком и демоническими силами. Многие женщины обращались к знахаркам, которые ведали секретами привлечения противоположного пола и даже продавали мазь, гарантировавшую встречу с дьяволом и полет на шабаш. Даже применение самых безобидных «чудодейственных» средств с точки зрения церкви происходило не без участия дьявола.

По поверьям, ведьмы обладали большой силой и могли легко испортить жизнь любому человеку. С помощью своих снадобий и заклинаний они якобы могли навести порчу, сделать человека бесплодным, поменять пол человека, довести до смерти, управлять погодой, летать, создавать миражи и многое другое. При этом фантазия рассказчиков доходит до весьма страшных вещей. Вот одно из описаний обряда: «Чтобы вызывать жестокую гибель людей, ведьмы обычно выкапывают из земли трупы, особенно тех, кто был казнен и повешен на виселице. Из этих мертвых тел, пользуясь теми же самыми инструментами пыток, которые используют и палачи, они получают материалы для своей магии, наделяя их необыкновенной силой с помощью заклинаний». На самом деле почти все ведьмовские тайные средства имели своей целью привести женщину в состояние эротического экстаза.

Часто сексуальная неудовлетворенность проявлялась у женщин в виде странного поведения, которое в Средние века могли объяснить только проникновением в ее душу беса. Э.Фукс пишет: «Этой болезнью была истерия в разных ее стадиях. Целый ряд описаний поведения женщин, слывших в том или другом городе, в той или другой местности ведьмами, показывает, что многие из таких женщин были просто истеричками». В пользу эротического объяснения возникновения ведовства говорит и такой отрывок из «Молота ведьм»: «В-пятых, такая женщина, приобщенная к царству дьявола, получает своего особого черта для любви. Он устраивает с ней свадьбу, а другие при этом веселятся. В-шестых, этот черт часто ее навещает, вступает с ней в половые отношения, иногда приказывает ей сделать то или другое зло вместе с другими, получившими такое же приказание».

Еще одним интересным вопросом является следующий: как инквизиция распознавала ведьму? На этот случай у охотников на ведьм тоже была инструкция. Считалось, что ведьма узнается по особому знаку, который оставляет на ее теле дьявол. Этот знак является как бы подписью, скрепляющей их договор. Зачастую такими знаками считали различные физические недостатки, включая шрамы, пигментные пятна, родинки, бородавки и т.п., а также татуировки. В одной из книг по демонологии есть такое указание: «Дьявол ставит на ведьм некую отметину, особенно на тех, в чьей преданности он сомневается. Однако эта отметина не всегда одной и той же формы или контура, иногда она похожа на зайца, иногда на лапку жабы, на паука, щенка. Она ставится в самых интимных местах тела: у мужчин под веком или под мышками, или на губах или плечах, в заднем проходе или еще где-нибудь; у женщин, обычно, на груди или в интимных местах». Другим безотказным способом определения ведьмы было погружение в воду, однако такое испытание мало кто мог бы выдержать, и обвиняемые попросту тонули.

Такова вкратце история войны с ведьмами, которая велась на протяжении 150 лет беспощадным «Молотом ведьм». Вера в существование ведьм и безупречная работа инквизиции надолго превратили Европу в один огромный костер, в котором сгорало всяческое здравомыслие и христианское человеколюбие.

Рекомендуем прочесть:

1. Я.Шпренгер , Г.Инститорис – «Молот ведьм»;

2. Ж.Ле Гофф – «Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада»;

3. Э.Фукс – «EROTICA. Ренессанс. Буйство плоти».

Автор: Вячеслав Шильке
1005